Сегодня много говорят об одаренных детях. Новые образовательные стандарты уделяют немало внимания воспитанию и поддержке способных школьников. Хорошо, что талантливых детей становится больше, что создаются условия для их развития. Только при всем этом не обойтись и без талантливых учителей, которые вовремя разглядят и помогут раскрыться способностям ребенка.
Это, конечно, особое умение. Свойственно ли оно только одаренным педагогам, или в основе всего – упорный труд, педагогический опыт, беззаветная любовь к детям? «Я заметила, чем больше становится стаж работы, тем более понятно, какое это важное чувство – любовь к детям, – делится учитель музыки тюменской гимназии №16, победитель городского конкурса «Учитель года – 2012» Марина Деньгина. – Они же чувствуют это сразу, мгновенно. Я просто люблю детей. Даже двоечника со всеми его двойками. Одаренных учителей, по-моему, не бывает. Но хороший учитель постоянно в процессе, тоже учится, развивается. Учитель, который работает по призванию, с ощущением ответственности, – это очень ценно».
Марина Деньгина преподает музыку в общей школе с 1995 года. Хотя образование позволяет ей работать в музыкальной школе и руководителем хорового коллектива. «Я родилась поющая, – рассказывает она, – одна, кстати, с голосом в семье. Училась в музыкальной школе, в училище искусств, в Институте культуры. Здесь, в Тюмени. Хотя сначала, после школы, собиралась в Екатеринбург на эстрадное. Никогда не думала о том, что стану учителем. Но музыка со мной с детства, я просто чувствую, понимаю ее, стараюсь передать это детям».
В 2006 году учитель русского языка и литературы средней школы №70 города Тюмени Ольга Ревякина стала финалисткой всероссийского конкурса конкурса «Учитель года России». Пятнадцать лучших педагогов страны тогда чествовали в Кремле, поздравляли президент Путин и министр образования Фурсенко. Имея за плечами к тому времени десять лет стажа (немного, по сравнению с коллегами из других регионов), Ольга уже тогда получила звание Почетный работник общего образования РФ.
Своей профессии она училась в Тюмени. Сначала в педагогическом колледже №2, ныне несуществующем, потом в Тюменском государственном университете, на филологическом факультете. «Я с первых дней поняла, что это – мое, – рассказывает Ольга Ревякина. – Читать, рассказывать, передавать знания детям. Удивительное, совершенно особенное настроение. В 19 лет я с гордостью приняла предложение преподавать в лицейском классе колледжа».
«Самое главное для учителя – внимание, – считает Ольга. – В школе очень важно многие вещи сделать именно вовремя. Позаботиться, заметить, оценить, поддержать. Тебе не может быть безразлично будущее ребенка. Раньше я думала, что для педагога во главу угла ставится опыт, стаж, практика. Сейчас у меня подрастают свои дети, и я четко понимаю, что прежде всего при воспитании и обучении необходимо любить их. К ученикам любовь проявляется как раз во внимании, заботе. Если твои ученики счастливы, значит ты в школе был не зря».