29 ноября понедельник
СЕЙЧАС -4°С

Для чего школьнику портфолио?

Во многих тюменских школах принята практика ведения портфолио ученика. Как утверждают педагоги, это отличный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определенный период учебы. Но главная мотивация для большинства ро

Поделиться

Поделиться

Во многих тюменских школах принята практика ведения портфолио ученика. Как утверждают педагоги, это отличный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определенный период учебы. Но главная мотивация для большинства родителей – рассказы учителей о том, что грамотно составленное портфолио увеличивает шансы абитуриента при поступлении в вуз. В связи с этим некоторые родители и педагоги тратят кучу времени, сил, на составление оригинальной папки, в которой собраны не только грамоты, благодарности, дипломы, но и множество фотографий с рассказами об увлечениях ребенка хореографией, спортом или прикладным творчеством. Для чего на самом деле школьнику необходимо портфолио?

Как утверждают педагоги, в первую очередь портфолио должно раскрывать личность ученика. «Индивидуальный «портфель достижений» школьника может содержать результаты районных, областных, всероссийских олимпиад, итоги участия ребенка в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Портфолио должно содержать результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое показывает уровень развития школьника, его коммуникативность и способность применения приобретенных знаний. По окончанию учебного года ученик может проанализировать свою работу в течение всего периода», – поясняет методист Наталья Брагина.

Педагоги утверждают: в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из одной школы в другую. К примеру, ознакомившись с личной папкой ученика, сразу становится ясно, что у ребенка получается лучше всего, а учителя получат информацию о том, какой уровень изучения предметов ему подойдет. Также даже при наличии идеальной характеристики полупустое портфолио скажет о многом: возможности ребенка преувеличены. Или же наоборот.

Где-то с первого класса учителя в обязательном порядке ведут портфолио на каждого ученика, а где-то предлагают этим заниматься родителям на добровольной основе. Чаще всего содержание папки сводится к банальностям: портфолио содержит краткую биографию (или автобиографию) ребенка и его похвальные грамоты. Сегодня уже готовые бланки с основными параметрами содержания можно скачать в Интернете или приобрести в книжном магазине, где продают учебные пособия. Зная имя автора, название издательства, ученики получают портфолио одинакового образца.

«В нашей школе учитель сам ведет портфолио на каждого ученика. По окончанию четвертого класса нам вручат папку, с которой мы перейдем в среднее звено. От себя мы не дополняем его содержание. Педагог лучше нас владеет информацией о том, где ребенок проявляет себя более успешно. Я считаю, что наличие портфолио полезно, через четыре года станет ясно, как мы смогли себя проявить», – отметила мать первоклассника Мария.

Кроме сторонников ведения школьных портфолио, есть и те, кто не видит в них практической пользы. «Я сомневаюсь, что эта папка сыграет для моего ребенка какую-то значимую роль в жизни. Портфолио останется хорошей памятью о школьных годах, его будет интересно перелистывать раз в пять лет, не чаще. На самом деле, если ваш ребенок вундеркинд, его знания и результаты, полученные на олимпиадах, конкурсах станут известны приемной комиссии в учебном заведении и без специальных усилий. А если в папке будут лишь данные о кружках, секциях, увлечениях, то вряд ли они смогут на что-то повлиять», – поясняет мать третьеклассницы Яна.

Среди минусов можно отметить то, что в данный момент с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается. «Моя дочь в этом году заканчивает школу, впереди поступление в вуз. Лично я про портфолио школьника слышала достаточно и пришла к выводу, что мы его составлять не будем. Я считаю это лишней тратой времени и сил. Знаю, что в нашей школе его ведут лишь участники олимпиад, ребята, которым эти данные действительно могут помочь при поступлении в вуз. Для большинства учеников, на мой взгляд, оно бессмысленно, потому что данные никуда дальше школы не конвертируются», – утверждает мать одиннадцатиклассницы Елена.

Добавим, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не согласны этим заниматься, то необходимо разобраться, на чем основано данное требование. По закону, систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе учебного заведения портфолио прописано как дополнительная оценка, то требование администрации вполне обосновано. В других случаях, если предложение подкреплено лишь личным желанием учителя, родители могут отказаться от ведения портфолио на их ребенка.

Фото: Фото с сайта Tcbc.com.au

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Тюмени? Подпишись на нашу почтовую рассылку