Сегодня к фигуре учителя приковано самое пристальное внимание. Педагог – как на сцене или общественном смотре, со всех сторон зрители оценивают, что он говорит, как учит, как воспитывает, относится ли к детям с уважением, является ли авторитетом. Что касается государства, то требования с каждым годом становятся все жестче.
Если представить современный идеал учителя, то он должен успевать за всеми изменениями в обществе, в течение короткого времени находить новые педагогические методики, овладевать техническими новинками, следить за успеваемостью учеников, параллельно заполнять килограммовые кипы документов и следить за психологическим климатом семьи учащегося (которая, кстати, иногда возмущается вмешательству учителя в их частную жизнь). Сами педагоги это понимают, но не всегда принимают. С одной стороны, встречаются и такие учителя, которые 1 сентября перед праздничной линейкой, на вопрос: «Вы готовы к новому федеральному стандарту образования (ФГОС)?» – отвечают: «А что это?» То, что этот педагог начальных классов только после вуза и первый год работает в школе, его не оправдывает. Учителя со стажем объясняют подобные моменты отсутствием взаимосвязи современных вузов со школой. С другой стороны, многие не только чаще, чем требует закон (раз в пять лет), повышают свою квалификацию, но и живут работой, вкладывая все силы и душу.
Кстати в этом году вводится новый порядок аттестации учителей: «Аттестация педагогических работников проводилась всегда, – поясняет методист Наталья Брагина. – Но теперь немного изменились подходы. Требования к педагогам, которые хотят получить первую и высшую квалификационную категорию, принципиально новыми не будут (они и сейчас достаточно строгие). Среди нового отметим то, что теперь не только экспертная комиссия дает оценку педагогу, но и он сам. Кстати, как показала практика, применения этого метода в других регионах, учителя занижают самооценку. Раньше категории присваивались: вторая – руководством школы; первая – районным управлением образования; высшая – в министерстве. По новым правилам, вторую категорию отменили. Кроме того изменились условия для молодых учителей без педагогического стажа. Аттестация для них разрешена только спустя два года работы. Решение о соответствии или несоответствии учителем занимаемой должности выносит экспертная комиссия, сам педагог и родители. Совсем отказаться от прохождения аттестации учитель не может».
В общем, учитель должен всем продемонстрировать, что он самый лучший, что соответствует самым строгим критериям. А что в ответ?
По словам учителей, новость о том, что вскоре их доход вырастет, восприняли с радостью и осторожностью. Пока они ждут первой повышенной зарплаты, подсчитали, что, учитывая оклады, надбавка, конечно, не большая, но это хоть что-то. Оптимизм внушает и то, что повышение заработной платы – не разовая акция. Напомним, правительство страны заявляет, что в течение ближайшего года уровень дохода педагога будет доведен до среднего по экономике. «Сегодня учитель должен быть более мобильным, отвечать всем современным требованиям. Если педагог грамотный и у него хорошие результаты успеваемости учеников, он участвует в различных мероприятиях, олимпиадах, то и руководство школы поощряет таких сотрудников. Чем выше уровень и мастерство педагога, тем выше зарплата. Но жить в таком ритме, чтобы все успевать, конечно тяжело», – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе тюменской гимназии №1 Елена Азова.
Несмотря на старания учителей, в последние годы престиж учительской профессии в России заметно снизился. И, к сожалению, примеры неуважения к педагогам перестали быть редкостью. По данным одного известного исследовательского центра, сегодня более 60 процентов россиян не считают профессию учителя престижной. В преддверии Дня учителя, сотрудники центра спросили у граждан, престижно ли сегодня работать учителем и каким, по их мнению, должен быть идеальный педагог. Как оказалось, престижной ее считает только около 20 процентов наших сограждан, и в основном это респонденты среднего возраста (35-44 года).
Многие подчеркнули, что профессия учителя очень престижна в зарубежных странах, но отнюдь не в России. Также опрос показал, что более половины респондентов уверены, что за последние 10 лет статус педагога в нашей стране понизился. Виной всему «суровая действительность и равнодушное отношение учителей к детям, равноценное оплате труда». Идеальный учитель, по мнению респондентов, должен постоянно развиваться, иметь железное здоровье, вызывать уважение как учеников, так и их родителей. Кроме того, каждый третий россиянин считает, что идеальный учитель должен быть терпеливым.
«Авторитет учителя зависит не только от его профессиональных умений, но и от того, как родители относятся к педагогам. И если дома об учителях говорят как о несостоявшихся людях, то и ребенок, скорее всего, будет проявлять пренебрежение. Особенно это касается среднего и старшего звена», – добавила Наталья Брагина.
Несмотря на низкую оценку престижа этой светлой профессии, большинство респондентов отметили, что звание учителя всегда будет звучать гордо.