В Тюмени чуть ли не каждый день проходят всевозможные тренинги, предлагающие личностный рост, налаживание бизнеса и личной жизни, одним словом – решение всех проблем. Главное – вы платите и приходите. Ну, а если вдруг у вас после занятий в жизни ничего не изменилось, так это не тренинг виноват, а вы сами: не смогли взять, понять, освоить.
С другой стороны, можно и воробья научить курить, или, как уверяют специалисты, если хочешь научиться, то научишься. Нужно лишь выбрать правильный тренинг.
Андрей Теслинов. Образование:
• 1993-1998 - Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, профессиональный диплом в области менеджмента;
• 1986-1995 - Адъюнктура и докторантура при военной академии РВСН, доктор технических наук;
• 1976-1981 - Высшее военное инженерно-командное училище РВСН.
Опыт работы:
• командир армейских подразделений (полковник запаса);
ведущий системный аналитик научно-консалтинговой корпорации концептуальных исследований «МетаСинтез»;
• системный аналитик компании «РОСКОНСАЛТ»;
доцент Московского энергетического института (МЭИ);
• визит-профессор Международного университета (в Москве);
• тьютор Открытого университета Великобритании;
• научный консультант МИМ ЛИНК;
• профессор МИМ ЛИНК;
• преподаватель АНХ при правительстве РФ;
• руководитель проектов и проектных команд;
владелец и управляющий компании.
Регалии:
• профессор, доктор технических наук;
• генеральный директор научно-консалтинговой группы DBA-concept;
научный консультант Международного института менеджмента ЛИНК;
• преподаватель АНХ при правительстве РФ (ИБДА);
руководитель «Мастерской концептуального мышления».
Так ли это? Нужны ли тренинги и кому? Или все это блажь и еще один способ зарабатывать на простодушных? На эти вопросы мы попытались получить ответы у известного тренера и преподавателя в области стратегического развития компании, разработке концептуальных идей, научного консультанта Международного института менеджмента ЛИНК, руководителя «Мастерской концептуального мышления» Андрея Теслинова.
– Ни на одном из информационных источников вы не называете себя бизнес-тренером, но в то же время работаете в сфере бизнес-образования. Так кто вы – преподаватель, гуру, или все-таки бизнес-тренер?
– Тренер – это что-то другое, поэтому я себя так не называю. Из своего прошлого точно знаю, что тренинг – это шесть часов на плацу пять раз в неделю, когда одно и тоже действие повторяешь по несколько раз. Я работаю над тренировкой не столько навыков, сколько мозгов. И не получается повторить 18 раз один и тот же прием, поэтому свои занятия я не могу назвать тренингами. Там, где говорится о разработке стратегии, философии бизнеса, – это не тренинг. Есть хорошее слово – семинар, то есть рассадник знаний. Мой формат скорее вот такой.
– Присутствуя на ваших семинарах, отмечаешь очень мягкий, дружелюбный стиль общения с аудиторией. В то время как многие ваши коллеги пропагандируют жесткую манеру, даже несколько свысока смотрят на своих слушателей. Почему у вас иначе?
– Я по отношению к себе не допускаю проявлений агрессии, неуважения, и естественно по отношению к другим тоже. Вот это, наверное, основной прием. Жесткость можно проявить и без крика. Спокойным тоном донеся до человека, что он сейчас сделал глупость, полную глупость, и совсем не понимает, что делает. Будет тот же эффект. А еще, может быть, отразился предыдущий опыт. Я бывший военный и не могу сказать, что в армии все орут, ругаются матом, пьют водку. В армии тоже есть и лирики, и физики, и борцы. Все, как на гражданке. И хотя у меня сложный, агрессивный опыт, он не сделал из меня зверя. Наоборот, он привил любовь к людям и к тому, что я делаю. Все это исходит из глубоко ощущения себя в пространстве. Я себя так ощущаю, я к себе не допускаю агрессию и негатив. Так было и в армии, я сопротивлялся, насколько это было возможно.
– Христианское терпение?
– Нет, ну я могу дать по морде.
– Просматривая ваши курсы, можно увидеть массу интригующих названий: философия бизнеса, концептуальное мышление, джаз-маркетинг. Как получается совмещать столь материальное, даже отчасти меркантильное понятие «бизнес» и нечто неопределенное, такое как философия, концепты?
– Концептуальное мышление – это как раз форма мышления в строгих понятиях. Технология изготовления концептов, выведение из них следствий, овладение миром через такие вот строгие формы мышления. Этим и занимается концептуальное искусство, концептуальный менеджмент. Причем это российское изобретение, российский менеджмент. Он уже 35 лет движется по нашей стране, а я в нем – лет 20, развиваюсь, пишу книги. Это своего рода освоение технологий мышления в очень изящных формах. При этом стоит отметить, что появление этого направления, и особенно в бизнесе, – это в первую очередь эволюция мышления.
Я рос в очень ясных логических формах, был технарем, но когда вдруг оказалось, что вокруг много гуманитариев, мыслящих по-другому, они мои мозги повернули. Мне везло на учителей, был такой философ – Иосаф Ладенко, он меня научил, что бывает и по-другому, что есть и другой мир, достаточно посмотреть на него шире. И когда я окунулся в море гуманитарное, оказалось, что оно предполагает не только схемы. Поначалу изменились мозги, потом более свободным взглядом, который дает технарю гуманитаристика, я это увидел в бизнесе. Ну, глупо отрицать отсутствие ясности и понятности в проектах. Проект теперь наполнен неясностями, неопределенностями, но это надо видеть и признавать. Опыт иностранцев в этом очень познавателен, они умудряются вне схем посмотреть, как жизнь устроена, и затем показать как это происходит в бизнесе. И теперь сложно не согласиться, что в бизнесе присутствует хаос, неопределенность. Если вычеркивать эти составляющие, значит ты чего-то не понимаешь в жизни.
– В своем выступлении вы четко разделили предпринимателей и бизнесменов. Но ведь многие индивидуальные предприниматели твердо уверены, что они бизнесмены, или все-таки эти люди заблуждаются?
– Разница гигантская, в концептуальном плане – разные сущности. Я прошу не путать предпринимательский тип мышления у бизнесмена, это отдельный разговор, но предприниматель и бизнесмен – это вообще разные понятия. Предпринимательство – это деятельность, связанная с извлечением выгоды при сложившихся обстоятельствах. Обстоятельства изменились и он ищет другую выгоду. А бизнес он вообще на других основах формируется. Это непрерывное существование за счет непрерывного доказывания собственный сущности. Как только ты вступаешь в роль бизнесмена, то приходишь не на раз, не на день.
Поэтому бизнес сильнее, долгосрочнее предпринимательства. У хорошего бизнесмена, который открывает свое дело, есть набор качеств, но хотелось бы выделить два основных: первое – это особенная воля, а второе – желание управлять людьми и сознанием. Если нет вкуса говорить с людьми, через них осуществлять себя, то не получается бизнесмена. Даже отличники MBA – это люди без подчиненных. Знания набирают и очки набирают, но бизнесменами не становятся. Настоящим бизнесменам интересно возиться вот в этом – в «кухне» людских конфликтов. Если ты избегаешь и боишься людей, то бизнесменом ты не станешь.
– Вы бизнесмен?
– Да. Мне удалось совместить: то, что я люблю делать, продается. Значит, это является и частью бизнеса. Существуя в бизнес-пространстве, волей-неволей ты начинаешь вовлекаться: в установку цен на свои продукты и прочее – и получается бизнес. Но у меня есть пласт, где я не получаю коммерческой выгоды. Например мои путешествия с менеджерами – проект «Параллели». Здесь я не зарабатываю, а скорее трачу. Зато я там реализую свою мечту, развиваюсь.
– И все-таки кому нужны все эти бизнес-тренинги?
– Нет ничего важнее развития. Мы должны жизнь пропустить через себя. Мы же не просто должны встать, поесть и умереть, накопив какие-то блага. Единственное, что ты будешь вспоминать на смертном одре: что ты понял в этой жизни. То есть познание у человека заложено на уровне инстинкта. Есть инстинкт самосохранения, выживания, а есть (об этом еще Ницше писал) инстинкт познания. Как собаке понюхать там что-то у себя. Короче, это движущая сила, которая нас ведет по жизни. А вот кто приходит на тренинги? В одной аудитории может сидеть разный слушатель. Кто-то хочет карьеры, кто-то – повысить стоимость, значимость своей компании. Но реально человек развивается только через падение, только если он уперся в стену. То есть взрослый человек двигается, только встретившись с проблемой, – андрагогика это хорошо объясняет. Нет проблемы – и развития нет.
– То есть все, кто идут на тренинги, – это проблемные люди?
– Не в том смысле, что они трудные, а в том, что у них возникла проблема. И не обязательно потому, что бизнес не получается. Это может быть что-то личное. Но в любом случае наличие проблемы, неспособность решить возникающие задачи и приводит людей на тренинг. А есть еще и фанаты обучения. Люди которые там были, здесь были, тут слушают, у них в голове ничего не оседает, но они продолжают ходить на тренинги. Набирают огромное количество очков. Это, конечно, глупость большая, но есть и такие. К счастью, их немного. Однако в целом, жажда познания – это все же общий инстинкт, который нас двигает в каком-то направлении. Наступает период, когда люди по-настоящему понимают: стоит служить только этому, остальное не имеет значения. То есть жить ради развития.
– Но ведь есть и те, у кого вроде как и проблема, и инстинкт. Они приходят на очередной тренинг, но ничего не получают. В итоге – раздражение и негатив. Здесь-то в чем проблема?
– Здесь нужно говорить не о том, совпал или нет человек с тем, что ему предлагают, а скорее всего о качестве. И это просто бедствие какое-то. Большинство из того, что называется тренингами, предлагается людьми, которые не являются специалистами в этой области, не исследовали ее. Например, прочитали про управление временем и все, вот они уже и бизнес-тренеры. А не было личного поиска, авторской позиции, они просто транслируют какие-то книжки. Из-за этого и не задевает, не происходит соединения человеческого с человеческим. Как-то нашел на одном ресурсе классификацию тренингов по рейтингу: дорогие, не очень, самые дорогие. Так вот на первом месте по цене и самые действенные тренинги – это те, где сильная авторская позиция.
Это означает, что ты профи и должен иметь свой собственный взгляд, а не просто «кукарекать» по книжке. Второе – должна быть мощная систематизация. И третье – ориентация на практику. Когда вещи соединяются, то это эффективно. Но бывает, что люди приходят просто по заголовку. Сегодня я наблюдаю большую профанацию в этой отрасли, очень мало профессиональных людей. Недавно ко мне в группу пришел человек и говорит: «Я хочу стать бизнес-тренером», – «Почему?», – «Ну, вот нравится мне это дело», – «Есть предметная область какая-то?» – «Нет, ну так». То есть он выйдет, что-то проговорит, схему какую-то возьмет, но его там не было самого, глубины предмета он не знает. Конечно, это не тренер, такие тренинги не действуют.
– И что делать? Как не ошибиться в выборе тренинга?
– Безошибочно выбрать для себя тренинг, семинар невозможно по целому ряду причин. Во-первых, тренинги называют именами, которые не соответствуют содержанию, то есть по заголовку очень трудно искать. Мой совет: следует внимательно смотреть на «бэкграунд» автора, не на его резюме, а просматривать отзывы его коллег, посетителей его занятий. Внимательно расспрашивать автора о том, что он делает, требовать новую информацию, что конкретно будет, какие должны быть ожидания. Неизбежна какая-то зона эксперимента, когда ты понимаешь, что это мое, а это совсем не мое. Никто никогда не скажет о полноте семинара по содержанию, что он даст то, чего ты ждешь. Надо подобрать ключ к замку.