Жаркая отпускная пора уже прошла. Но некоторые догуливают заслуженный отдых в другие месяцы. Так получилось и у нашего журналиста Павла Красоткина, который любит путешествовать по российским городам. В этот раз он отправился в Новосибирск. Что там делать зимой, куда сходить и стоит ли вообще ехать — в его колонке ниже.
Как добраться?
Вариантов, как добраться до Новосибирска, несколько. Расстояние по дороге составляет 1200 километров — это, по оценкам разных навигаторов, около 16 часов непрерывного нахождения за рулем.
Можно добраться и другим транспортом. На самолете за пару часов пути придется отдать больше десяти тысяч рублей. На поезде добраться дешевле — билет в одну сторону стоит чуть больше 2700 рублей, по времени — от 14 до 18 часов. Именно последний вариант я выбрал и отправился в город с богатой историей под стук колес и байки соседей по плацкарту.
Что посмотреть?
Главная цель поездки — посетить новенькую хоккейную арену, где в тот вечер играла местная «Сибирь» с питерским СКА. До матча было около 6–7 часов, которые надо было скоротать. В городе я не в первый раз, поэтому маршрут себе наметил сразу.
Первая небольшая цель — подкрепиться после поезда. Заведений в Новосибирске огромное количество. Выбирать можно на свой вкус. Китайская, европейская, кавказская кухня, фаст-фуды — в центре они на каждом шагу. Советовать и выбирать что-то не имеет смысла — как говорится, на вкус и цвет карандаши разные.
Дальше я прогулялся по центру города. Театр оперы и балета на Красном проспекте впечатляет. Монструозное здание, кажется, намного больше тюменского драмтеатра. Если бы не вечерний матч, то я бы обязательно сходил на представление. А пока можно прогуляться по небольшой площади с кофе. Фото Ленина, который смотрит почему-то в сторону часовни во имя Святого Николая Чудотворца.
За театром есть небольшой сквер «Тринадцатый трамвай». Зимой тут не очень уютно, еще и портит вид площадка для скейтеров, которая находится, мягко говоря, в ужасном состоянии. Стоит сходить сюда хотя бы для того, чтобы сфотографировать одноименный памятник. Если этого не сделаете, то ничего страшного: по дорогам Новосибирска, такое ощущения ездят те же самые, 1989 года выпуска.
Возвращаемся на Красный проспект, по подземному переход переходим на другую сторону. Там находится большое кирпичное здание. Один вход — это метро, а второй — музей. К слову, потрясающий. Вход стоит всего 150 рублей на одну экспозицию, а внутри еще несколько. Находки древнего мира находятся в цоколе, меняющиеся выставки — на втором этаже. На первом же — большая экспозиция, которая рассказывает историю Новосибирска.
Она очень интересная, туристу — тем более. В коллекцию собрали уникальные вещи тех, кто переселился в Сибирь, в будущий город-миллионник. Дальше — история города во время царской России, советского периода, Великой Отечественной войны. Экспонатов очень много, возле каждого хочется остановиться и почитать. Немного смазывает впечатление хвала нынешним властям в конце залов, но на это можно и не обращаться внимание. Советую уделить музею как можно больше времени — минимум два часа.
Дальше можно прогуляться по тому же Красному проспекту, натыкаясь на разные исторические здания, или сделать небольшой крюк на Октябрьский проспект и посетить молодежный театр «Глобус». Но на главной улице Новосибирска интересного больше.
Верующие на Красном проспекте смогут посетить сразу два памятных места — это часовня Николая Чудотворца, а ближе к концу улицы — собор Александра Невского.
Куда еще зайти? Есть известный художественный музей, он находится прямо напротив администрации губернатора — к слову, достаточно скромного здания. Рядом с ним — еще одно интересное здание — стоквартирный дом. Его строили для чиновников, теперь это памятник архитектуры федерального значения. Также можно увидеть «Дом с часами».
Если остается время, то можно погулять по зимней новосибирской набережной. Из колонок здесь играет приятная музыка. Одна из фишек места — огромное колесо обозрения. С него открывается чудесный вид на город с другого берега реки. А вот то, что находится у него самого, вызывает удивление — небольшой частный сектор, да оживленная магистраль. Стоимость одного круга — 350 рублей.
Всё путешествие у меня уместилось в запланированные 5–6 часов. Конечно, с посещением всех мест выйдет намного больше и наверняка займет пару дней. Бюджет — около 10 тысяч, с учетом билетов на поезд, на хоккей и на развлечения с едой.
Впечатления
В Новосибирске сразу чувствуется, что ты приехал в настоящий мегаполис. Для себя я выделил несколько отличий от Тюмени.
Город здесь убирают плохо. Поскольку я был без машины, могу поделиться только впечатлениями как пешеход. В некоторых местах тротуары прометают, видно, что техника прошла совсем недавно. Но, допустим, прямо напротив железнодорожного вокзала образовался лед — и идти по небольшой дорожке очень скользко. Не лучше ситуация и в некоторых локациях, всего в паре минут от центра города — на тротуаре хорошая такая корка примятого снега.
Городская застройка — это ужас. Если исторические здания еще сохранены, то новоделы просто режут глаз. Видимо, несколько строительных компаний получили землю рядом друг с другом и начали возводить высотки и каждый в своем стиле. Впрочем, в Тюмени в спальных районах можно наблюдать то же самое. Да и во многих крупных городах, где я был, то же самое. Екатеринбург, Нижний Новгород, Москва, Казань, Санкт-Петербург — можно подставить вместо Новосибирска любой.
Еще один небольшой нюанс, который мне бросился в глаза: на большинстве перекрестков нет звукового сигнала, который разрешает переходить дорогу на зеленый свет. Кажется, что это мелочь, но если ты идешь по навигатору и постоянно отвлекаешься на смартфон, то можешь пропустить и еще немного постоять на светофоре.
Еще обратил внимание, что в центре практически нет платных парковок. Обнаружил информацию о таких стоянках только у администрации губернатора. Из-за этого водители бросают свои автомобили как попало, даже под запрещающими знаками и вторым рядом. И это огромное отличие от Тюмени, где такого практически не обнаружишь.
Вот в чем Тюмень точно проигрывает Новосибирску — это в количестве вариантов общественного транспорта. Здесь на выбор — троллейбусы, трамваи, автобусы (странно, но кажется, что они не брендированы) и самое главное — метро. Последнее — очень удобно. Просто для примера. От спортивной арены до железнодорожного вокзала — около 8 километров. На подземке весь путь составил примерно полчаса, учитывая, что пришлось пройти еще около 15 минут пешком. Доберетесь ли вы в Тюмени на общественном транспорте из Слободы до Ватутина за такое время, ведь там путь такой же по километражу? Вопрос риторический.
Для туриста Новосибирск — очень интересный город. Кажется, что здесь можно остаться и на неделю, и на две, и каждый раз придумывать что-то новое. Переехать и жить, как кажется, подойдет только тем, кто любит мегаполисы. Или просто уставших от тихой и размеренной жизни в Тюмени.
Летом наш журналист посетил Карелию. Если уже задумываетесь о летнем отдыхе и планируете его в России — читайте, что там нужно и можно делать.
Были в Новосибирске?