В Тюменском стендап-клубе Stand Up Lab всего две девушки. Первая — Дарья Самойлова — работает в строительной фирме и одна воспитывает сына. Другая — Анна Шамухаметова. Ей стендап помогает справляться с психическими расстройствами и строить отношения с мужем.
Дарья Самойлова, 32 года
Любимый комик-женщина — Виктория Складчикова;
любимые темы: кастинги, воспитание сына, развод.
Дарья — первая девушка в основном составе тюменского стендап-клуба. Юмор помог ей справиться с переживаниями от развода с мужем. Сейчас она не только выступает в составе Stand Up Lab, но и активно помогает в организации концертов и открытых микрофонов для менее опытных комиков.
Смехотерапия
Дарья приехала в Тюмень, когда ей было 16. Она родом из небольшой деревни в Ярковском районе. Население там — человек 400, поэтому большой город стал для нее испытанием. Особенно пугали почему-то маршрутки.
Я очень боялась даже назвать остановку — все сразу смотрят на тебя. Всё было страшно, всё-таки большой город
Стендапом она начала заниматься, чтобы избавиться от стеснения. Было это так: 31 декабря, листая ленту во «ВКонтакте», Дарья увидела пост одного из друзей о проходящем открытом микрофоне и решила попробовать себя. Организаторы с радостью приняли ее, тогда девушек в Stand Up Lab не было совсем.
Дарья работает инженером в строительной фирме. Но шуток про работу нет — в офисе не происходит ничего веселого. Стиль юмора девушки — комедия наблюдения. Рецепт шутки описывает так: «Коплю жизненные ситуации, опыт от общения с людьми. Ближе к открытому микрофону — за час-два до выступления — пишу из заготовок свой монолог, вспоминая всё смешное за неделю».
Говорят, что если у комика вышел плохой день, то это отличный материал. Дарья эту теорию подтверждает:
— Как-то раз я после выступления вышла на улицу и увидела, что на мою машину упал дорожный знак. Я, естественно, расстроилась, понервничала. А потом подумала — да это отличная тема для стендапа, — вспоминает девушка.
Так и появилась у нее в репертуаре шутка: «Господи, дай мне знак, почему я не замужем? И бог мне ответил».
— Стендап — это своего рода терапия, проговорил со сцены проблему — и она обесценивается. Я думаю, что это и зрителям помогает. Ведь проблемы у нас одни и те же — ипотеки, дети. А потом посмеешься, и как-то отпускает, — считает Дарья.
В свободное время девушка пишет стихи на своей авторской страничке:
— Раньше они были грустные. Потом я поняла, что нужно как-то настраиваться на позитивный лад. Теперь пишу что-нибудь жизнеутверждающее.
На своем стендапе комик пока не зарабатывает ничего — голый энтузиазм. Коллеги, у которых были эфиры, могут немного получить на платных концертах или разогревах именитых комиков. Но таких немного, и деньги там небольшие. В Тюмени стендаперам развиваться тяжело, считает Дарья. Поэтому многие хотят уехать в столицу, где этот жанр комедии сейчас на подъеме.
Дарья, как и многие другие местные комики, мечтает о тюменском стендап-клубе, как в Казани. Она хочет развивать стендап дома, а не ехать в столицу. Но для этого нужен спонсор, которого в тюменской лаборатории комедии пока не нашли.
Не шутить про мужиков
— Девушкам в эмоциональном плане сложнее — если что-то не получается, то мы острее реагируем. Мне кажется, что парни более раскрепощенные, а девочки замороченные, — так описывает различие между женским и мужским выступлением Дарья.
Она приживалась в мужском коллективе достаточно долго. К ней будто не относились всерьез, не принимали в основной состав. Тюменские зрители тоже удивлялись: «Ого, девушки из Тюмени умеют шутить? Пусть хоть как шутит, лишь бы шутила». Девушка отмечает: тюменские зрители в первую очередь смотрят на внешность, а потом уже слушают. Коллеги тоже часто подшучивают над ней, но внимания девушка не обращает — это всего лишь юмор.
«Ого, девушки из Тюмени умеют шутить? Пусть хоть как шутит, лишь бы шутила»
Дарья — завсегдатай кастингов и конкурсов. Утверждает, что именно там она черпает вдохновение:
— Комику же нужно получать эмоции, чтобы что-то рассказывать. А если я буду только ходить на работу и сидеть дома, то и рассказать будет нечего.
Другой неиссякаемый источник вдохновения — ее сын. Сейчас ему восемь лет, Дарья шутит, что ребенок будет обеспечивать ее материалом до института. Уже сейчас он придумывает шутки для маминых выступлений. Правда, пока проверку качества они не проходят.
С мужем она развелась спустя месяц после рождения сына. С этой историей и дебютировала в стендапе, хотелось вышутить болезненную на тот момент тему про «разведенку с прицепом». Сейчас ей это уже не так интересно.
Дарью немного раздражает, что первоочередная тема у большинства девушек — взаимоотношения с мужчинами. Сама она старается взаимоотношений полов не касаться:
— Не хочу, чтобы за мной закрепился образ Ахмедовой, которая шутит только про мужиков.
Анна Шамухаметова, 23 года
Любимый комик: Руслан Шамухаметов;
любимые темы: депрессия, муж, творчество.
Свое выступление Анна часто начинает с рассказа о том, как она лежала в психиатрической лечебнице. Люди сразу смеются, но ей самой тогда это смешным совсем не казалось.
Депрессия
Девушка рассказывает, что сама не поняла, в какой момент это началось. Когда родители отправляли студентке медицинского университета деньги на квартиру, она бежала в магазин и набирала целый пакет еды, который после этого сразу съедала. Потом вызывала у себя рвоту, и всё снова повторялось. К университетскому психиатру девушка пришла очень худой, вся в слезах и заедах. Заеды — это трещинки на губах, которые появляются у больных булимией. Такой диагноз поставили девушке, приправив тяжелой депрессией и анорексией.
Я прошла тест, который выявил тяжелую депрессию. Врач сказала, что нужно ложиться в больницу: сама я не смогу вылечиться никак
Анна даже не знала, как попасть в нужную больницу. За помощью она обратилась к Руслану — парню, с которым она познакомилась годом ранее, в канун Нового года. К тому моменту уже ставший психиатром, он отвез ее на лечение.
Девушка не верила, что попала сюда. Она занималась танцами, училась и не чувствовала, что с ней что-то не так:
— У меня забрали все мои вещи, а взамен выдали страшненький халат со страшненькими тапочками. Первые три дня я просто лежала на кровати и ревела.
Соседи по палате был очень странными, но отзывчивыми людьми. Они кормили девушку и подбадривали. По словам Анны, так по-доброму к ней никто не относился. Дело в том, что они и сами испытали всё это.
Проведать девушку приходили только подружка и Руслан, потому что в Тюмени у нее никого не было — родилась на Ямале, в поселке Мужи.
Мне казалось, что всё такое бессмысленное. Я не понимала, зачем жить, как будто я всё делаю впустую
Выйти из этого состояния помогли только антидепрессанты:
— Они начали действовать спустя две недели, и это такая эйфория. Я стала шутить, наконец-то могла просто лечь и почитать. До этого я не могла этого сделать — сразу появлялась какая-то тревога или лезли дурацкие мысли.
Из-за булимии Анна постоянно чувствовала голод, а таблетка помогала поесть и испытать чувство сытости без желания очистить желудок.
Сейчас она говорит об этом спокойно. Таблетки ей уже не нужны — лечится стендапом.
— Высказываюсь, слышу смех и неделю живу нормально, — описывает свой способ терапии Анна. Питается теперь по расписанию: прием пищи, а потом четыре часа перерыва.
Помогли творчество и любовь
Анна просила Руслана приезжать к ней почаще. Он привозил ей кучу книг и много шутил.
— Он рассказывал мне о моем состоянии, о психиатрии, и мне это очень нравилось. А потом я его поцеловала, и всё. Когда меня выписали, мы сразу стали жить вместе, — так Анна Шамухаметова описывает их любовную историю.
Руслан Шамухаметов — тоже стендап-комик, но уже более матерый. О его успехах мы писали ранее: врач-психиатр прошел в финал камеди-баттла, где шутил о себе и своем диагнозе — ДЦП.
Сейчас они уже три года, как женаты. В творческой семье бывают разногласия:
— Руслану вообще мой стендап не нравится, потому что он слишком откровенный. Я рассказываю некоторые свои шутки, а для него это слишком жестко — ему просто жалко меня иногда бывает. Он видит: я хочу про это пошутить, хоть это и непросто.
Анна может даже подраться с мужем за шутки. Но это уже крайние меры, как утверждает она сама. Комики тренируют друг друга перед выступлениями — становятся друг перед другом и рассказывают свои шутки. Так дорабатывают материал.
— Когда Руслан смотрит, он никогда не смеется, меня так это напрягает, — говорит, смеясь, Анна.
Мозгом понимаю, что мы идем в одном направлении, но я ему завидую. Тоже хочется быть замеченной и услышанной, чтоб мы были равными
Девушка находит себя не только в стендапе, но и в другом творчестве. Она рисует портреты и даже танцует тверк, о чем очень часто шутит на выступлениях: «Это выглядит как победный танец Кощея Бессмертного».
Сейчас Анна учится на 5-м курсе педиатрического факультета. После учёбы ей нужно будет вернуться на Ямал, чтобы три года отработать по целевому направлению в больнице, а Руслан стремится в Москву.
— Видимо, придется пожить раздельно, и меня это очень пугает. Я без него не могу, как-то уже привыкла, — делится мыслями девушка.
Шутки про смерть
В стендап Анна решила прийти, прочитав книгу психиатра Михаила Литвака. В ней говорилось о пользе публичных выступлений — это помогает быть в жизни более уверенным. Выбрать направление тоже помог Литвак — он написал, что супругов сильно сближает общее дело.
Анна любит жесткий юмор. О самом сложном периоде она шутит так:
— Я хотела совершить суицид, но вспомнила: тогда я не узнаю, чем закончится «Игра престолов».
Когда случается что-то плохое, девушка сразу это записывает и накидывает примерную шутку.
Я просто шучу про свою жизнь. А она у меня непростая
Девушка говорит, что чувствует какое-то пренебрежительное отношение от коллег-парней. Коллеги по цеху почему-то думают, что за нее пишет шутки муж:
— Меня не хотят брать в основу или на платные выступления, не считают опытным комиком.
Комики часто шутят над ней, а она обижается. Сама считает это неправильным:
— Не комики виноваты в шутках, а я — что не могу справиться с этими обидами.
Тюменская лаборатория комедии Stand Up Lab приглашает всех желающих девушек и парней выступить на открытом микрофоне. Для этого нужно связаться с Русланом Шамухаметовым. Это бесплатно.