11 октября в прокат вышла драма Кирилла Плетнёва «Без меня». Главные роли в фильме исполнили Полина Максимова (Кира), Любовь Аксёнова (Ксюша) и Риналь Мухаметов (Дима).
«Без меня» стала второй полнометражной режиссерской работой Кирилла Плетнёва, который сыграл лучшего друга Димы. После неоднозначного дебюта с фильмом «Жги» он снова рискнул и предложил героям выступить в новом качестве. Прорывной в карьере стала роль Киры для Полины Максимовой. «Я и была такой, просто мне не давали возможность показать себя с драматической стороны», — рассказала актриса на премьере в Москве. Мы знаем её по ролям легкомысленных блондинок, таких, как Лёля из «Деффчонок».
Именно Кира — первая, с кем мы знакомимся в фильме. Новый мужчина в её кровати, имени которого она даже не помнит, оказывается выставленным за дверь без одежды, просто потому, что ей до него нет дела.
Она неудобная, ей всё равно, что подумают другие, она не скупится на выражения и не останавливается ни перед чем. Кира любит рисковать и держит в напряжении. С такими прыгают с парашютом, гоняют на мотоцикле, бросаются в авантюры и делают глупости. Именно так Кира и жила с Димой, пока он не встретил другую. Обычный сюжет обычной слезливой драмы. Если бы не обстоятельства, которые заставляют двух соперниц оказаться вместе.
Ксюша другая. Спокойная, добрая и женственная, девочка с синдромом отличницы, она совсем не похожа на Киру. У неё даже одежды нет тёмной. «Она у нас светлая личность», — объясняет мама Ксюши. И это её сковывает. А иначе как объяснить то, что глупая выходка Димы становится поводом для знакомства и большой любви?
Фильм постоянно сталкивает нас с парадоксами — как можно злиться на мужчину, который называет незнакомую девушку толстой? Почему не хочется осуждать его за то, что встречался с двумя женщинами сразу? Почему то, как он обходится с ними после смерти, кажется необходимым? Ведь он практически сталкивает двух соперниц.
Ответ находится с развитием сюжета: Дима любил их обеих, но теперь им не за что бороться, потому что Дима умер.
— Опухоль мозга, такое только в кино бывает, — произносит в пустоту Кира, когда видит свидетельство о смерти Димы.
— Да, когда от персонажа надо избавиться. Он тоже так шутил, — отвечает Ваня, его лучший друг.
Он приехал забрать Киру на похороны. Та не соглашается, пока не получает СМС с того света.
Именно череда сообщений с номера погибшего возлюбленного, знаки и неожиданные случайности, о которых никто не знает, заставляют Киру и Ксюшу исполнить его последнее желание.
Фильм держит в напряжении все полтора часа. После шуток в духе «это кино» и «привет режиссёрам "Шоу Трумана"» перестаёшь замечать, что сидишь в тёмном кинозале. Сюжет набирает скорость, когда главные героини отправляются в трёхдневное путешествие. Они кричат и бросаются друг на друга, хлопают дверью, убегают и возвращаются, признают, что больше они не конкурентки.
События развиваются так стремительно, что зрителю не остаётся времени их осознать — режиссер как будто намеренно не даёт нам что-то понять. Как в моменты, когда происходит что-то ужасное. Чем быстрее — тем лучше, чем чаще сменяется картинка перед глазами и появляются срочные дела, тем меньше времени грустить — его просто нет.
«Никто и никогда мне ничего не запретит», — повторяет Кира, когда понимает, что кто-то мешает её свободе. Именно о свободе мечтает и Ксюша, которая всю жизнь делала то, что должна. По законам жанра и логики она должна ненавидеть соперницу. Но, оказывается, можно понять и принять её, — и это тоже свобода.
«Без меня» — очередное прочтение истории о том, что жить нужно здесь и сейчас. Об этом на премьере фильма в Москве напомнил Риналь Мухаметов. Мы знаем его по роли пришельца в «Притяжении», сериалу «Оптимисты» и главной роли в нашумевшем фильме «Временные трудности».
Путешествие девушек продолжается три дня, и каждый из этих дней завершают песни, которые мы слушаем и знаем уже много лет: «ПММЛ» Земфиры 2000 года, «Такие девчонки» группы «Мумий Тролль», написанная спустя четыре года, и самая молодая в этом ряду песня «На заре» от Brainstorm. Ловишь себя на мысли: «Я бы тоже её включила в дороге». О том, чего стоило режиссеру использовать в картине именно их, остаётся только догадываться.
Не только музыка, но и обстановка помогает раскрыть характеры героинь. Высотки «Москвы-Сити» с искрящимися огнями, холодные неоновые цвета и красная помада — декорации мира Киры, маленькая квартира с множеством мелочей, фортепиано и бежевые цвета — реальность Ксюши. С развитием сюжета краски и пейзажи вокруг меняются — небо заливает яркое рассветное или закатное солнце. Жизнь продолжается с каждым новым днём, который Кира и Ксюша встречают вместе. Негласно Дима сопровождает их весь сюжет, открывая неожиданные детали и новые парадоксы.
Можно ли справиться с горем — фильм не даёт ответ на этот вопрос, как и рецептов. Но стоит ли жить после — конечно. Говоря словами Киры: «Для того, чтобы просто быть».