Режиссер: Константин Максимов
В ролях: Игорь Петренко, Александр Балуев, Любовь Толкалина, Владимир Вдовиченков, Лев Прыгунов, Андрей Чубченко, Алексей Дмитриев и другие.
Русскому фантастическому боевику в грамотности, ненавязчивости и силе мысли не откажешь. Наши литераторы-фантасты работают на износ, ну, или работали – как в случае с «Обитаемым островом», например. Василий Головачев – мэтр подобной современной литературы: он пишет, будто видел, о таких вещах, которые в реальной жизни вряд ли произойдут – с таким вдохновением, которое позволяет ему выпускать сотни страниц в год, не теряя ни в качестве, ни в зрелищности. А 8 октября в российских кинотеатрах стартовала «Запрещенная реальность» – экранизация романа «СМЕРШ-2» Головачева (он же работал над сценарием) – о любви, смерти, добре и зле, бумажных городах и пользе литературы.
Бывший военный контрразведчик Матвей Соболев (Игорь Петренко), выпав с самолета на елки и оставшись в живых, тянет лямку в глухой Сибири и знать не хочет о том, что происходит в той жизни, которая осталась за бортом. Однако она его настигает: правительство вынуждает Матвея разобраться с его бывшим напарником и другом Курыло (Александр Балуев), который остервенел, продает за бугор странное чудовищное оружие, баллотируется в президенты и живет с его бывшей любовью Полиной (Любовь Толкалина). Пока Матвей верой и правдой размазывает по асфальту врагов, оказывается, что в Курыло вселилась злая сущность Конкере (это такие черные ветки, которые периодически вонзаются хозяину то в виски, то в грудь, и разговаривают с ним), и ее можно победить только став Воином Круга – для этого мифические знахари подсылают Матвею некоего Горшина (Владимир Вдовиченков), который обязан показать, как завалить Конкере и спасти мир.
Несмотря на предельную ясность жанра и четкую литературную основу, «Запрещенная реальность» у Максимова вышла не то пьяной, не то как будто в тумане – до конца ни в чем не разобраться. Если у Головачева по-любому есть возможность понять, кто такие Конкери, Воины Круга и зачем там квадратный лев – в фильме никаких разъяснений по этому поводу не дается. Не совсем ясны изначальные отношения Матвея с Полиной и Курыло – они все ведут себя по собственному разумению, и мотивы их будто сводятся к одной воле сценариста.
И точно так же неорганично само действие, ладно сделанное, да плохо склеенное – когда в самый ответственный момент боя с Конкери Матвей вдруг-откуда-ни-возьмись выплывает из воды, напрашивается вывод, что при монтаже как минимум сцены четыре были безвозвратно отрезаны. А уж эротический момент и вовсе залеплен кусками бумаги в прямом смысле: сквозь оригами, изображающее волшебный город, нет-нет да появится известный кусочек то женского тела, то мужского.
К тому же, несмотря на хороший актерский состав, его игра не впечатлила вообще: Полина, деловая стильная леди, выглядит так, словно накануне снята с панели; Балуев умным и страшным вообще не выглядит, скорее смешным и по-депутатски напыщенным (судя по аннотации, его герой должен излучать истошное черное зло, а лицо изображать демоничность); Соболев вообще Данила Багров, но самое странное существо в «Запрещенной реальности» – Тина Канделаки в роли телеведущей Тины, размеренно чеканящая слова как воспитатель на детском утреннике, и по большому счету вообще неясно что там делающая.
Наверное, достаточно. Все по обыкновению – хотели как лучше, а получилось как всегда. Максимов с Головачевым явно замышляли нечто принципиально новое в фантастическом боевике, требовали от фильма атмосферности и тонкой психологичности, а вышел торт «Фантазия» провинциальной кондитерской фабрики – столичные изделия на порядок вкуснее и понятнее, а здесь – голое стремление показаться оригинальным. Во всяком случае исключать новоиспеченный кинотандем в списки «смотреть нельзя» пока рано: «Запрещенная реальность» не шедевральна, но уже кажется шагом вперед. Или мэтр хочет повысить продажи своих книг, например. Фильм не понял, но проникся, купил книгу – дошло. Профит же.