Режиссер: Игорь Зайцев
В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Сабина Ахмедова, Алена Бабенко, Алексей Кравченко, Александр Лыков, Владимир Меньшов и другие.
Бывшего милиционера Кольцова (Дмитрий Дюжев) волею судьбы, просчета и судебной системы заносит в обычную зону, где его всячески пытаются зарезать. Один раз даже удается, но того спасает старый друг, по совместительству – начальник караула. Впечатлившись рассказом о том, что друга все равно рано или поздно пришьют, он решает ему помочь бежать, а чтобы от себя отвести глаза – дать в напарники лежащего на соседней больничной койке авторитета Сумрака (Сергей Безруков). Случай поворачивается так, что припрятать беглых зеков приходится к тетке в детский лагерь, пионервожатыми. Поерепенившись, новоявленные Ромашкин и Убегаев соглашаются («И крыша над головой, и харчи, и бабы»), натягивают пилотки и начинают воспитывать вверенный отряд. А там – то дети факс с их рожами отыщут, то воровской общак пропадет – нужен глаз да глаз.
Студия Первого канала, видимо, совместно с «Русским радио» (судя по ненавязчивой рекламе в фильме) выпустила окологолливудские «Каникулы строгого режима» – добрую ненавязчивую комедию о самурайской дружбе, любви и бандитских разборках в летнем лагере «Юнга». Не слукавить – вышло очень добротно, и несмотря на то, что Дюжев с Безруковым закрепились в русском кинематографе как самые «ярлыковые» (по результатам предыдущих ролей) актеры, они-то как раз и сделали «Каникулы» одним из приятнейших постперестроечных фильмов.
Характеры, вверенные им, до того утрированы, что первые пятнадцать минут смотреть скучно. Мент Кольцов, попавший на зону, смышлен, силен и подкован по части уголовного кодекса. Он голыми руками раскидывает толпу обидчиков, легко идет на контакт с непроблемными сотоварищами и вообще эдакая добродушная детина. Зек Сумрак суров, хитер и грубоват. Читает Сенеку, бережет общаг, гоняет вновь этапированных, разговаривает чисто по фене и оказывает услуги стражам по воспитанию «новобранцев» за полезные в камерах содержания девайсы.
Но когда эти двое оказываются на «свободе», все резко меняется: общее вранье, общие дела и «общие дети» сближают товарищей настолько, что вряд ли теперь разнимешь.
Сумрак-Ромашкин избавляет себя и напарника от мальчика, сующего всюду нос, рассказав хорошую сказочку про президентские поручения; а потом и вовсе пускается во все тяжкие, чтобы отыскать пьяную мамашу девочки Лизы, к которой та обещала приехать на праздник. Даже вопреки татуировке на полспины «Западло иметь семью» влюбляется в воспитательницу. При этом он, конечно же, не перестает пользоваться феней направо и налево, строя таким образом даже самое ушлое дитя отряда, раскидывающего «очко» на заднем дворе.
– Какой у вас опыт работы?
– Три по пять!
Тем временем Кольцов-Убегаев в меру своих способностей и возможностей всячески сглаживает подозрения, помогает приятелю с училкой, а под конец совершает настоящий подвиг, достойный очень хорошего милиционера. Впрочем, он и есть хороший милиционер, даже на зоне и в детском лагере (что, по сути, говорят нам создатели, – одно и то же. Педагогические методы нужны везде).
Все происходящее сопровождается непрерывным улюлюканьем и стремительным действием: есть в этом балагане даже некоторая «кустуристость». Пусть без медведей и цыган, зато с японскими драконами, неуправляемыми детьми, колоритными училками на выезде и, конечно же, хорошими шутками в диалогах (в этом наверняка стоит сказать спасибо авторам одноименного романа). Разочаровал, к сожалению, только конец: превращения действия в сказку явно никто не ждал, да и не для русских зрителей подобные повороты событий. В любом случае, общей легкости, доброты и восточного флера у фильма это не отняло: зрители точно не дадут ему уйти дорогой цветов.