Марица Запашная, дрессировщица: «С Хищниками нельзя переходить на ты»
Ей по праву гордится вся династия Запашных. Как и четыре поколения рода, она выбрала своей судьбой цирк, став королевой манежа. Ее уникальный коронный номер с пантерами и леопардами заставляет отбросить сомнения, что женщине под силу подчинить хищников своим желаниям. Рядом с опасными подопечными Марица Запашная выглядит дюймовочкой – хрупкой маленькой женщиной со стальной волей и твердым характером.
Цирк ее имени, как и ее номера, носит невидимый знак качества. По-другому в семье Запашных просто не умеют.
Чуча – обнаглевший член семьи
– (Замечая фотоаппарат.) Я всегда на фотографиях получаюсь страшненькой!
– Неправда! Судя по растяжкам в городе и фото в Интернете, вы всегда отлично выглядите!
– (Смущенно.) Это чистая случайность...
– Женщин и кошек часто сравнивают. У вас есть общие черты с вашими пантерами?
– Я не могу сказать, что я похожа на пантеру, потому как это необыкновенно грациозное животное, но вместе с тем животное необыкновенно коварное, которое моментально распознает человеческие слабости. Да, в природе это животное – кошка, которая гуляет сама по себе. Я считаю, что из всех хищников пантера – наиболее сложный хищник. Это не кошка, это – суперкошка!
– Среди животных у вас есть свои любимчики?
– Конечно, есть. Все животные, с которыми работаешь, близкие, но есть те, которые больше по душе. С одним животным легче работать, с другим – наоборот, тяжелее. Даже чисто морально.
– А животные, с которыми никогда бы не согласились работать, есть?
– Есть несколько видов животных, с которыми я никогда не собиралась работать. Это медведи и обезьяны. Не знаю почему, но к работе с ними у меня никогда не лежала душа. Но когда Чуча (Шимпанзе, который выступает в паре с сыном Марицы Даном. – прим. автора) попал к нам, я поняла, он не обезьяна, он – человекообразное. Он стал членом семьи, притом обнаглевшим по полной программе членом семьи. С ним нянькаются так, как ни с одним другим. Однажды даже сын умудрился мне сказать: «Знаешь, мама, мне кажется, что он дороже тебе, чем я!»
– Вы работали с принципиально разными видами животных – кавказскими овчарками и дикими кошками. С кем проще?
– Собака всегда остается собакой, пантера – это пантера, совершенно другой вид животных. Собаку можно угощать с руки, взять поводок и потянуть на себя, а с пантерой так нельзя. Для пантеры нет вожаков стаи, она сама себе вожак. Пантера поддается дрессуре только тогда, когда любит! Для того чтобы она любила, с ней надо проживать 24 часа в сутки.
– Что вы и делаете...
– На сегодняшний день с пантерами я больше не работаю. С хищниками нельзя переходить на ты, они имеют очень высокое чувство собственного достоинства. Мастерство дрессировщика заключается в том, чтобы правильно подчинить животное своей воле. Но здесь должна быть грамотная выдержка, терпение и понимание животного.
Дрессура – это, вопреки некоторым мнениям, не ломка воли животного, а понимание между человеком и животным. Я считаю, что русские дрессировщики – вообще лучшие в мире. За рубежом, например, у дрессировщиков есть право выбора животных, у наших такого нет, и русским дрессировщикам приходится дрессировать то, что попадается. Не секрет, что среди животных попадаются и «профнепригодные», трусливые или агрессивные от природы. Тем не менее они их дрессируют. Другое дело, что на это уходит больше времени и результат хорошим получается не всегда.
С манежа собираюсь уходить
– Получается, кошками восхищаетесь больше, чем собаками ...
– Вы знаете, я не понимаю, когда люди говорят, что больше любят кошек или собак. Животных я не разделяю. Если человек любит животинку, то ему неважно, птичка это, собачка или лошадь. Но у каждого, наверное, есть большее расположение к тому или иному виду животных. С собаками очень своеобразно и интересно, потому что это – первый и преданный друг человека, ведь кошка – животное свободолюбивое, которое поласкается и отойдет, а собака будет с тобой до конца твоей жизни. Хотя, кто его знает, может, и кошка завтра за тобой в огонь пойдет. Но вот в хищниках нельзя быть уверенными, они не домашние животные, это всегда надо понимать и учитывать.
– В планах есть новые номера с хищниками?
– Честно говоря, я собираюсь потихонечку уходить с манежа.
– Почему?
– Наверное, приходит время. Не знаю, сколько я еще проработаю, но уже готовлюсь к тому, чтобы на первое место вышел мой сын. Дан мечтает работать со слонами. Дай Бог, чтобы у него это получилось!
– На заслуженном отдыхе не собираетесь написать мемуары о своей жизни?
– Нет, я еще до этого не докатилась! (Смеется.)
– Вы в своих интервью не раз говорили, что с животными проще, чем с людьми...
– Да, мне хватает выдержки с животными, и мне с ними легче, чем с людьми. Это абсолютно разные миры. Мир животных – мир добра, отдачи, неподлый, мир природы, даже мир хищников – самый хороший мир. Любой хищник, даже перед тем, как кинуться, хотя бы за секунду предупреждает, люди этого не делают.