Споры вокруг школьной формы и ее необходимости, кажется, никогда не утихнут. Тем более в такой многоконфессиональной стране, как Россия. В прошлом году в Тюмени прогремел скандал, когда школьницу в хиджабе не пустили на уроки. Мнения об этой ситуации разошлись, а власти ввели правила для формы. И по сути возложили ответственность за решение на совет родителей, педагогов. Тюменский искусствовед и преподаватель истории мировых религий убеждена: хиджабу в школе не место, как и символам пропаганды. Почему — читайте в ее колонке.
«Хиджаб — навязчивая пропаганда исламистских течений»
Школьная форма существует в большинстве стран мира. Она помогает создать у детей деловое настроение, позволяет быстро собраться утром в школу без раздумий о том, что надеть, смягчает разницу между детьми из семей с разным доходом и подчеркивает единение учащихся. Единый стиль не отвлекает во время занятий: если все одеты одинаково, рассматривать некого. На внешкольных мероприятиях (когда дети классом ходят в музеи, театры и так далее) форма облегчает учителям задачу держать всех детей в поле зрения, снижает шансы потеряться. Все эти задачи выполняет даже такой мягкий вариант школьной формы, как «синий цвет, светлая однотонная сорочка».
Есть интересная закономерность: чем престижнее заграничное учебное заведение, чем лучшее образование оно дает, чем больше выдающихся людей вышли из его стен, тем тверже требования к форме. Это наводит на размышления.
С учетом всего перечисленного считаю, что хиджаб неуместен в светской школе и при наличии формы, и без нее. И вот почему. Хиджаб не может считаться обязательным атрибутом исламской религиозности (в ряде мусульманских стран нет традиции носить хиджаб), это очень заметная и очень навязчивая пропаганда определенных исламистских течений, неуместная в школе.
Хиджаб демонстрирует не принадлежность к исламу, а личное желание родителей, чтобы дети демонстративно отличались от своих одноклассников. Это не способствует дружбе и единению в классе. Помимо этого, ношение хиджаба мешает следить за санитарно-гигиеническим состоянием школьницы. В теплом классе или на уроках физкультуры девочке может стать плохо, а разбираться с этим придется работникам школы. Что делать учителям и школьной медсестре, если ребенку станет плохо в школе? Снять с него хиджаб и вызвать гнев родителей? Оставлять занемогшего ребенка с замотанной головой и шеей? Не многовато ли сложностей для учителей, чья работа и так непроста, особенно в классах, где 30 и более детей.
Помимо этого, хиджаб может мешать и при занятиях спортом на физкультуре: ограничивает обзор, подвижность, может быть опасным при выполнении разных упражнений (с учетом того, что хиджаб крепится чаще всего на булавки и заколки).
«Почему для мусульман нужно делать исключение?»
Ребенок в школе — это в первую очередь человек и учащийся, а не представитель той или иной конфессии. Поэтому в школе неуместна любая крупная, бросающаяся в глаза религиозная атрибутика. Вряд ли кто-то сочтет нормальным, если школьник из католической семьи придет в класс в белом плаще крестоносца с красным крестом или православный укрепит на своей парте икону. Так почему для мусульман нужно делать исключение?
Приведу несколько примеров. В 2014 году Верховный суд Мордовии признал запрет школьницам региона носить хиджабы законным после того, как одна из девочек в селе Белозерье на перемене проглотила закрепляющую его булавку. А в 2020 в Чечне неизвестные подъезжали на машинах с тонированными стеклами к девушкам с непокрытой головой и стреляли в них краской из ружей для пейнтбола. Если мы не хотим таких же «порядков», нужно отстаивать светский характер нашего государства, в том числе в государственных школах.
«Кто хочет пропагандировать в школе представление об "истинно исламских ценностях", могут учиться в специализированных религиозных школах»
Школа однозначно не является местом, где следует демонстрировать свою национальную или религиозную исключительность, и с этим согласны многие мусульмане. Так совет старейшин региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» поддержал введение светской школьной формы. По мнению членов совета, единые стандарты школьной одежды призваны сгладить социальные, национальные и религиозные отличия в светской общеобразовательной школе: «Только официально и даже директивно установленная единая школьная форма будет в значительной мере способствовать единству и равноправию детей».
Ношение хиджаба является предметом ожесточенных разногласий даже в самих мусульманских странах (например, в Турции, где долгие годы хиджаб был запрещен и пока еще запрет не снят). Неужели нам нужно переносить ожесточенные мусульманские разногласия в российские государственные школы?
«Школа — не место для конкуренции»
Как итог, считаю, что не все мусульманские народы и не все течения ислама признают ношение хиджаба: одни не носят его вообще, другие считают «правильной» мусульманской одеждой никаб, оставляющий открытым только глаза, третьи — паранджу, полностью закрывающую женщину колоколом из ткани с чачваном — сеткой на лице. Прикажете и это тоже разрешать в школах? А есть исламские страны, где носить хиджаб запрещено и его считают турецкой или арабской традицией, противоречащей национальным традициям других исламских стран. Значит, разрешая в школах хиджаб, мы даем зелёный свет только одному течению? А есть и такие исламские течения, для которых считается невозможным совместное обучение мальчиков и девочек, — значит, перейдем ради них на раздельные женские и мужские школы?
Школа — не место для конкуренции между разными мусульманскими народами и разными концепциями ислама. А те, кто хочет пропагандировать в школе свое персональное представление об «истинно исламских ценностях», могут учиться в специализированных религиозных школах, либо на дистанционном и семейном обучении. В многонациональной царской России этот вопрос именно так и решался, опыт есть: с одной стороны — светские школы и гимназии со своими порядками и требованиями к внешнему виду учеников и учителей; с другой — национальные школы, основанные на средства национальных и религиозных общин.
«Не стоит забивать детские головы абсурдными миксами»
Такими же неприемлемыми атрибутами в школьной форме считаю и пропагандистские. На работе я вижу много школьников, но подобный вариант формы встречала только однажды. И он был очень странным. Такой намек на военную форму светлого цвета хаки, на рукаве нашивка в виде пионерского значка с портретом Ленина, на этом же рукаве изображение святого Георгия Победоносца с чем-то вроде креста. На шее был галстук, похожий на пионерский, но оранжевый. Даже в дореволюционной российской школьной форме не было религиозной атрибутики, а тут на одной курточке — и убитый язычниками христианский мученик, и принципиальный гонитель христиан. Какое отношение это может иметь к учебному процессу и как должно влиять на успеваемость и поведение?
Не знаю, по какому принципу у авторов формы соединились на одном рукаве православная атрибутика с изображением одного из главных в мире атеистов, богоборцев и разрушителей храмов и монастырей. Но совершенно точно не стоит забивать детские головы абсурдными миксами, зародившимися в нездоровом либо очень безграмотном воображении взрослых.
Внешний вид других нередко становится предметом для споров тюменцев. Так, одна горожанка осталась недовольна тем, что в автобусе работала кондуктор в хиджабе. Она написала комментарий под постом губернатора Тюменской области. Позже взбудоражила соцсети и другая неоднозначная ситуация. Знаменский кафедральный собор в Тюмени со своей страницы в ВК призвал ввести ограничение на въезд мигрантов и депортировать их. Там посчитали, что приезжие не чтят русские традиции и совершают преступления. В Тобольско-Тюменской епархии также высказались о данной ситуации.
Согласны с автором?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.