В этом году учеба в тюменских школах началась неспокойно. В преддверии 1 сентября весь город обсуждал увольнения учителей, короткие каникулы у детей, отказы зачисления в 10-е классы и нововведения в образовательных программах (скандальные учебники с разделом про СВО, трудовое воспитание и военные сборы для старшеклассников). Мы тоже решили, что поводов поговорить с руководителями департамента образования достаточно и договорились об интервью. Ответила письменно на наши вопросы заместитель директора городского департамента образования Ольга Торопова.
— Скажите, правда ли в школах есть какие-то установки по отказам приема детей в школы после 9-го класса? Почему родители сталкиваются с такими проблемами каждый год?
— Отказать в приеме в школу могут только по причине отсутствия свободных мест. В этой ситуации необходимо обратиться в департамент образования города для устройства ребенка в другую школу. Специалисты департамента всегда открыты для диалога.
На какой закон ссылаются
В своей работе система российского образования руководствуется прежде всего федеральными законами. В частности, в нашей стране действует ФЗ от 29.12.2012
№ 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации». Согласно
части 2статьи 5упомянутого нормативного правового акта: «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
— Как в целом прошел период сдачи ЕГЭ? Уровень знаний детей в Тюмени повысился или понизился? С чем это связано?
— В целом в штатном режиме. Самыми востребованными предметами в этом году среди наших выпускников стали обществознание, информатика и физика. По итогам государственной итоговой аттестации в 2023 году 50 тюменских выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, при этом наивысшие баллы сразу по двум предметам набрали пять выпускников (всего 55 стобалльных результатов). Судить о повышении или понижении уровня знаний детей на основании результатов ЕГЭ считаем некорректным, так как результаты ЕГЭ, полученные обучающимися на экзаменах, это подтверждение достижений обучающихся. Они не могут служить единственным показателем качества образования в целом по области или муниципальному образованию.
— В новом учебном году открылись сразу несколько новых школ в городе. Но вместе с тем известно о том, что у города есть потребность в учителях. Как удалось закрыть дефицит кадров к учебному году?
— Действительно, 1 сентября в Тюмени свои двери для школьников распахнули сразу несколько новых образовательных учреждений: школа № 95 имени Константина Дмитриевича Ушинского (улица Ставропольская, 137), второй корпус гимназии № 4 (улица Арктическая, 3) и третий корпус школы № 67 имени полного кавалера ордена Славы Бориса Константиновича Таныгина (улица Западносибирская, 24). После капитального ремонта своих учеников вновь встретила школа № 62. И если в последнем случае педагогический состав изменений не претерпел, то новые здания общеобразовательных учреждений безусловно комплектовались педагогическими кадрами. Это всегда очень ответственный процесс. Образовательные учреждения сотрудничают с организациями высшего и среднего профессионального образования Тюменской области.
— Каких учителей и сколько не хватает больше всего? Как вы думаете, почему возникла эта проблема? Она существует в каждом городе или в других регионах ее нет?
— В Тюмени есть потребность в педагогах. Самые востребованные — учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, учителя математики. Это происходит из-за ежегодного увеличения количества обучающихся школ и воспитанников детских садов, открытия новых учебных заведений и переход в них сотрудников, уход в декретный отпуск сотрудников, увольнение, переезд. Вопрос укомплектованности находится на контроле у департамента образования Тюмени. В настоящее время образовательный процесс во всех учреждениях осуществляется в соответствии с утвержденными программами.
Что касается второй части вопроса, то департамент образования города не обладает информацией о потребности в педагогических кадрах в других регионах РФ.
— В прошлом году был скандал с директором школы № 94. Родители требовали его увольнения. Чем в итоге закончилась эта история?
— Администрация школы № 94 работает в диалоге с родителями. Директором этой общеобразовательной организации на сегодняшний день по-прежнему является Светлана Колчанова. Школа состоит из двух корпусов и работает в штатном режиме.
— Хочется поговорить о переменах, которые ждут детей и родителей. Например, из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». Значит этих предметов не будет совсем или их посещать будет необязательно? Если второй вариант, то как это отразится на общем балле в аттестате?
— Постараюсь ответить сразу на несколько ваших вопросов, потому что они неразрывно связаны друг с другом. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (школы, лицеи, гимназии и прочие), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих федеральных основных образовательных программ. Введение новых учебных предметов в 2023–2024 учебном году этими стандартами не предусмотрено. Но есть новые задачи, новые вызовы на 2023–2024 учебный год — это переход на новый стандарт на уровне среднего общего образования, иной подход к выстраиванию учебных планов профильного обучения, обязательные для изучения 13 предметов и изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения (в том числе при выборе универсального профиля, чего не было в предыдущей редакции Федеральных государственных образовательных стандартов). Также в новых стандартах четко закреплены в Федеральных основных образовательных программах предметные, метапредментные, личностные результаты, формирование функциональной грамотности у обучающихся.
С нового учебного года содержание учебного предмета «Астрономия» войдет в содержание учебного предмета «Физика». Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией будет включено в такие учебные предметы, как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов. Содержание учебного предмета «Россия в мире» войдет в учебные предметы «История» и «Обществознание». Таким образом в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО.
Также с 1 сентября 2023 года все школы страны приступили к реализации профессионального минимума. В частности, сейчас в школах страны существует единая модель профориентации. Еженедельно по четвергам в рамках внеурочной деятельности проходят занятия «Россия — мои горизонты».
— С 1 сентября появилось трудовое воспитание. Школам можно будет привлекать учеников к общественно полезному труду без получения официального согласия родителей. Что это значит? К каким работам могут теперь учеников привлечь? И разработана ли какая-то система поощрения детей (оценками, баллами, деньгами или чем-то еще)?
— Да, в силу вступили некоторые изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Ответ на ваш вопрос содержится в статьях 34 и 43. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школах и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства». Также с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.
— В урок ОБЖ включили военную подготовку. Школы закупают учебное оружие или другую атрибутику для тренировок? Чему вообще собираются учить детей на этом курсе? Это касается и мальчиков, и девочек?
— В 2023–2024 учебном году в школах продолжается преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в который включен модуль «Элементы начальной военной подготовки» для учеников 10-х классов. В стенах школы ребята изучают теоретическую часть. Для формирования практических навыков в области военной службы организуются учебные сборы. Продолжительность учебных сборов для 10-классников составляет 5 дней, или 35 часов.
— В школы возвращают серебряные медали. А зачем они? Что дает детям такая форма поощрения?
— На данный момент можно говорить лишь о проекте приказа Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка и условий выдачи медалей «За особые успехи в учении» I и II степеней». Ознакомиться с ним можно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Насколько нам известно, сейчас продолжается общественное обсуждение.
— В прошлом году анонсировали личные портфолио учеников. Их уже ввели? Можете уже оценить результаты этого нововведения, что оно дает детям и школе?
— На самом деле это далеко не нововведение. Оно было предусмотрено при введении образовательных стандартов еще второго поколения. Это сделано прежде всего для комплексной оценки результатов освоения ребенком основной образовательной программы.
— Все родители заметили, что начиная с 2022 года зимние каникулы внезапно сократили. Многих это возмущает. Почему было принято такое решение? Действительно ли это связано с тем, что дети в последние годы стали чаще пропускать школу из-за карантинов и актировок?
— Информация о сокращении времени каникул для тюменских школьников в 2023–2024 учебном году не соответствует действительности. Расписание каникул на 2023–2024 учебный год для тюменских школьников отражает требования федерального календарного учебного графика, утвержденного приказами Министерства просвещения РФ № 370, 371 и 372 от 18.05.2023 г. Согласно приведенным документам, «в федеральном календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул». Днем окончания учебного года определена дата — 26 мая. Продолжительность каникул между четвертями составляет девять календарных дней, а по окончании учебного года — не менее восьми недель. У первоклассников в течение года есть дополнительные каникулы продолжительностью девять дней.
— Все мы знаем, что в Тюмени есть родители, которые выступают резко против сбора данных детей и нового ФГОС. Они отказываются от всего: электронных дневников, дистанционных уроков и прочего. Одна из таких мам рассказала вот какую историю: «Моего ребенка лишают питания в школе за отказ от регистрации в электронной школе, предоставления СНИЛСа и требуют писать отказ от питания с 1 сентября». Скажите, правомерны ли действия школы?
— Отношения, связанные c обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом «О персональных данных». Согласно его 1 части статьи 6, обработка персональных данных допускается без согласия субъекта, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Образовательные учреждения осуществляют деятельность в рамках Закона об образовании и иных нормативных правовых актов, принятых для реализации «Закона об образовании». Например, образовательные организации, осуществляя в качестве оператора персональных данных обработку персональных данных обучающихся в целях организации образовательного процесса и представляя информацию о текущей успеваемости учащегося, осуществляя ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости, оказывают государственную услугу в электронном виде в соответствии с пунктом 8 приложения № 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, не обязаны получать согласия обучающихся и их законных представителей.