Все новости
Все новости

Новые предметы, электронные учебники и зачеты вместо оценок. Что еще ждет тюменские школы с 1 сентября

Публикуем эксклюзивное интервью с главой департамента образования о ФГОС и «несогласных родителях»

Алексей Райдер подробно объяснил, что поменяется в системе образования уже этой осенью

Поделиться

До начала нового учебного года осталось чуть больше недели. С 1 сентября во всех школах Тюменской области начнут действовать новые стандарты образования, которые уже успели навести немало шума. Сначала родители боялись, что дети перейдут на дистанционное обучение, а потом и вовсе стали беспокоиться об отмене бумажных учебников на уроках. Чего же ждать от обновленного ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) в действительности? Читайте в эксклюзивном интервью с главой департамента образования Алексеем Райдером.

— Алексей Владимирович, вокруг нового ФГОС столько разговоров. Какие принципиально важные изменения в школах стоит ожидать в новом учебном году?

— Введение обновленных стандартов не влечет за собой знаковых или существенных изменений. ФГОС 2021 года направлены на конкретизацию требований к знаниям учащихся, в них сформулированы максимально конкретные требования к результатам освоения предметов всей школьной программы. Стандарты устанавливают четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине по завершении каждого года обучения. При этом содержание предметных областей для каждого уровня обучения не изменится. Отличительной чертой обновленных стандартов является наличие требований по формированию функциональной грамотности обучающихся и навыков применения знаний на практике. Вот над этим будем работать. Важно отметить, что в этой ситуации речь не идет о введении нового предмета и не влечет за собой увеличения допустимой нагрузки на школьников.

— А что же тогда изменится?

— Небольшие изменения произойдут в содержании внеурочной деятельности. Здесь для ребят будет реализован цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» (уроки о патриотизме, гражданском воспитании, нравственности, экология. — Прим. ред.). Будут проводиться мероприятия профориентационной направленности, занятия по углубленному изучению предметов, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Стартуем реализацию регионального проекта по открытию медицинских и педагогических классов (это для тех, кто хочет в дальнейшем связать свою жизнь с этими профессиями. — Прим. ред.). С 1 сентября в области начнет работу региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Новое поколение». Большое внимание будем уделять воспитательной работе.

Дети еще в школе смогут выбирать, в какой области деятельности хотят развиваться

Дети еще в школе смогут выбирать, в какой области деятельности хотят развиваться

Поделиться

— Правда ли, что количество учебных часов сокращено (с 5267 часов до 5058)? Если да, то за счет каких предметов?

— Мы не можем говорить о сокращении или увеличении учебных часов. Есть требования к минимуму и максимуму. Объём аудиторной нагрузки обучающихся изменений не претерпел. Каждая школа, исходя из реализуемой образовательной программы, определяет содержание учебного плана (предметы, содержание и объем внеурочной деятельности). В обновленных стандартах школам предложено несколько вариантов учебных планов: с учетом изучения второго иностранного языка, родного языка. Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе и запрос родителей. Также предоставлена возможность определения количества часов на физкультуру. Главное — не нарушить требования к максимальному объему аудиторной нагрузки.

Согласно изменениям в приказы от 18.07.2022 г., объём аудитороной нагрузки определен как: начальное общее — не менее 2954 часов, не более 3345 часов (за 4 учебных года), основное общее — не менее 5058 часов, не более 5848 часов (за 5 учебных лет).

— Алексей Владимирович, мы полистали приказ Министерства образования и увидели очень занятную информацию. Первая мысль — про то, что в основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого ученика. А вторая — про то, что школа будет оказывать содействие развитию педагогической компетентности родителей. Объясните, пожалуйста, что это значит? Чего ждать школьникам и родителям?

— Речь идет о том, что стандарт направлен и на работу с семьей. Родительский всеобуч (всеобщее обязательное обучение. — Прим. ред.) — важный фактор для развития социально-значимых качеств ребенка. Сегодня работа с родителями значима и важна, поскольку обновленный стандарт предусматривает участие родителей в формировании образовательной программы школы, содержании учебного плана, программ воспитания и многих других организационных и содержательных вопросах обучения ребенка.

— Появятся ли в школах новые предметы? Какие?

— Предметные области и перечень входящих в них предметов в целом не изменились. Есть дополнение в предметной области «математика и информатика»: в 7 классе включен предмет «вероятность и статистика».

— По новым стандартам в школах должны преподавать по новым учебникам. Успели ли учебные заведения их закупить? И успеют ли выдать их детям в новом учебном году? За чей счет закупаются учебники?

— Обновленные стандарты не предполагают изменения содержания на каждом уровне обучения. Поэтому учебники пока остаются прежними. Обновление фондов школьных библиотек и закупка учебников осуществляется в плановом режиме. К началу нового учебного года закуплено почти 5 миллионов экземпляров учебников на сумму 397 439 тысяч рублей.

— На каких предметах могут использоваться электронные учебники? И будут ли вообще?

— Электронные учебники могут использоваться на каждом предмете. Каждый учебник, включенный в перечень для использования в учебном процессе, имеет электронную версию. Это требования федерального закона «Об образовании».

— Мы пообщались с одной из тюменских родительниц, которая, изучив новые требования, обеспокоена вопросом предоставления учебников в будущем. Озвучу ее письмо: «По новым ФГОС школы могут больше не покупать бумажные учебники, они могут обойтись электронной версией. Значит ли это, что родителям придется за свой счет покупать бумажные учебники? Или что школы перестанут полностью обеспечивать детей бумажными учебникам, а только наполовину, например?» Ответьте, пожалуйста, на вопрос нашей читательницы.

— Наличие электронной версии не обозначает отказ от бумажного варианта учебника. Право пользоваться электронной версией, если это представляется более удобным, — решение на усмотрение родителей. Школы продолжат приобретать учебники и обеспечивать ими учащихся. Непосредственно в образовательном процессе школы могут предусмотреть использование и того, и другого варианта, без права отказаться от бумажных версий.

— Расскажите подробнее про онлайн-портфолио для учеников. Там будет размещаться информация об олимпиадах, волонтерстве и других достижениях каждого ребенка. Кто и как его будет заполнять, как часто? А что будет, если ученику «нечем похвастаться»? Зачем вообще нужно это портфолио?

— Портфолио ученика ведется в системе «Электронная школа Тюменской области». Данные в систему вносятся классными руководителями по мере поступления информации, подтверждающей то или иное достижение ученика. По сути портфолио — одна из разновидностей индивидуального учета личных достижений ребенка в разных сферах его развития. Безусловно, портфолио прежде всего необходимо самому школьнику, потому что оно систематизирует все его достижения и успехи и в некоторой степени повышает уровень самооценки, развивает стремление к самосовершенствованию. Некоторые вузы и техникумы, особенно при поступлении на творческие специальности, также могут запросить подобного рода документы.

— А учителя успели сами перестроиться? Расскажите, что для них изменилось с приходом нового ФГОС.

— Подготовка к переходу на обучение по обновленным стандартам началась задолго до их введения. Мы провели массовое обучение педагогов и информационно-разъяснительную работу с родительской общественностью. Кроме того, с сентября 2021 года учителя области принимали участие в апробации рабочих программ по учебным предметам, получали методическую поддержку в рамках работы на еженедельных вебинарах Академии Минпросвещения России по всем учебным предметам в соответствии с обновленными ФГОС. Также учителя-предметники, которые будут преподавать предметы по обновленным ФГОС, проучены на базе регионального института развития образования. Кроме того, в рамках августовского педагогического форума работают методические секции для педагогов, на которых обсуждаются все актуальные вопросы по переходу школ на обновленную версию образовательных стандартов.

— Новый ФГОС предполагает некие индивидуальные учебные планы для обучающихся. Учителя справятся с этим, учитывая проблему с переполненными школами в Тюмени?

— Индивидуальные учебные планы — это не массовый процесс. В основном это третья ступень обучения (10–11 класс), а также предпрофильные классы основной школы (8–9 классы), и дети выбирают несколько предметов для их более углубленного изучения. В школах формируются группы по отдельным предметам, что позволяет удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся. Кроме того, при реализации индивидуального обучения вступают в действие форматы смешанного и встроенного обучения: очная, дистанционная форма, онлайн-курсы. Начиная с 2020 года в школах города Тюмени такие форматы отрабатываются и уже есть определенные практики, которые зарекомендовали себя как успешные и активно тиражируются.

Индивидуальность каждого ребенка теперь будут учитывать в школе?

Индивидуальность каждого ребенка теперь будут учитывать в школе?

Поделиться

— А в оценке знаний детей произойдут какие-то изменения?

— Изменений не планируется. Система оценивания знаний учащихся останется прежней. При этом допускается по решению школы введение отметки «зачет» по учебным предметам «изобразительное искусство» и «музыка», также этот формат оценивания может быть применен на предмете «физическая культура» в отношении ребят, которые по медицинским показаниям отнесены к специальной медицинской группе.

— В некоторых школах города есть «несогласные родители», они не подписывают соглашения. Как в таком случае поступят с их детьми? Они продолжат обучение без подписанного разрешения или будут отстранены от учебы? Или есть еще какой-то выход из ситуации?

— В части получения согласий со стороны родителей поясняю, что переход на обновленные стандарты в 1-х и в 5-х классах обязателен по всей стране и не требует согласия родителей. Вместе с тем, согласно рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации, возможен переход на обновленные стандарты и в других классах начальной и основной школы. Для принятия такого решения Департаментом образования и науки Тюменской области, муниципальными органами управления образованием был проведен анализ кадровой и материально-технической готовности школ к введению обновленных стандартов в указанных классах, работа с государственно-общественными органами управления образованием (родительские комитеты, управляющие советы школ). Также данный вопрос был рассмотрен на заседании Общественного совета при департаменте образования и науки, по итогам которого был одобрен и рекомендован переход всех школ области на обновленные стандарты во всех параллелях начального общего образования (2–4 классы, помимо 1-го класса), а также всех школ городов Тюмени, Тобольска и Тюменского муниципального района в 6-й и в 7-й параллелях основного общего образования (6–7 классы, помимо 5-го класса). Школы активно работают с родителями, разъясняют суть обновленных стандартов. В настоящее время все вопросы урегулированы и все школьники области приступят к занятиям в запланированной организационно-территориальной схеме.

— Полного перехода на дистанционное обучение не будет. Но ФГОС предусматривает такую форму проведения уроков. Объясните, в каких случаях учителя будут прибегать к таким решениям? Как часто? И какие проблемы эта возможность решит (может, как раз это выход из ситуации с учебой в переполненных школах, где из-за нехватки места иногда приходится делать «плавающие выходные»?)

— Дистанционное обучение — это не новая для нас форма. И не единственно возможная, как уже достаточно убедительно показало время и различные внешние факторы последних двух лет. Такой формат использовался и до вступления в действие обновленных стандартов. Еще в 2008 году мы начали обучать детей-инвалидов, обучающихся на дому, дистанционно. Также дистанционный формат широко использовался для проведения занятий с категорией детей, которые принимали участие на спортивных сборах, соревнованиях длительное время. Периодически мы вынужденно прибегали к этой форме обучения во время актированных дней (по погодным условиям), а также в периоды подъема заболеваемости традиционными для нашего региона сезонными вирусными инфекциями. Кроме того, переход на дистанционное обучение может быть обусловлен обстоятельствами или запросом родителей. Проведение занятий в дистанционном формате также является выходом, когда к их проведению привлекаются специалисты из других школ. Благодаря этому ребята из труднодоступных территорий имеют возможность работать с сетевыми педагогами, лекторами из организаций профессионального образования и так далее.

Во многих школах есть проблема с нехваткой места

Во многих школах есть проблема с нехваткой места

Поделиться

— Уроки в школах будут начинаться с торжественных линеек и поднятия российского флага. Это будет каждый день? Значит ли это, что детям придется приходить в школу раньше обычного? Будет ли что-то подобнее для учащихся во вторую смену?

— Не каждый учебный день, а каждая учебная неделя. Их 34. В соответствии с Методическими рекомендациями Министерства просвещения, в образовательных организациях Тюменской области (школы, СПО) поднятие государственного флага РФ будет организовано в торжественной обстановке в формате линейки по понедельникам, в начале первого урока. Далее в этот же день во всех классах будет проведено внеурочное занятие из цикла «Разговоры о важном». Поднятие государственного флага Российской Федерации в обязательном порядке будет сопровождаться исполнением государственного гимна России. Это не потребует от детей приходить в школу заранее, всё будет организовано в пределах привычного для обучающихся и родителей режима учебного времени.

Напомним, ранее учителя из тюменских школ критиковали решение убрать из расписания детей один уроки физкультуры. Взамен ему введут шашки. Посмотрите, как эмоционально высказывался преподаватель.

Обсуждение преобразования образовательного процесса началось еще несколько лет назад, когда появилась информация о внедрении в школах цифровой образовательной среды. Губернатор Тюменской области Моор сразу же успокоил жителей региона после сообщения об эксперименте Минпросвещения, который подразумевает дистанционное обучение в школах. Он заявил, что речь идет только о техническом оснащении.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

По теме

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ17
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter