В Совете по межнациональным отношениям при Президенте России обсудили вопрос о ситуации с детьми мигрантов, обучающимися в российских школах. По итогам заседания президент Владимир Путин дал ряд поручений о принятии дополнительных мер по адаптации детей мигрантов в Российской Федерации: «…количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей».
По данным Департамента образования и науки Тюменской области, сегодня в школах региона обучается порядка 900 детей из мигрантских семей, а в скором времени еще 700 дошкольников сядут за парты. Работа с ними должна быть скоординирована как со стороны органов власти, так и образовательных учреждений.
«Очень важно изменить отношение к детям мигрантов, посмотреть на них как на возможных будущих граждан России, как на людей, которые будут способствовать процветанию нашей страны или поддерживать ее у себя на родине. Именно поэтому университет планомерно отстраивает систему адаптации детей иностранных граждан к российской образовательной и социально-культурной среде», — отмечает ректор ТюмГУ Иван Романчук.
На протяжении многих лет Центр адаптационных практик и тестирования Тюменского государственного университета работает с мигрантами, членами их семей, в том числе и с детьми.
«У нас достойный научно-методический и организационный задел в данной области. Наши действия на протяжении ряда лет оказались абсолютно созвучны поручениям президента, ТюмГУ при поддержке Минобрнауки России и правительства Тюменской области успешно реализовал проект "Технологии языковой и культурной адаптации детей мигрантов из стран СНГ", — рассказывает проректор Елена Тумакова, руководитель проекта. — Уже тогда мы увидели проблему и предложили решение: большинство мероприятий направлено на взрослых мигрантов, в отношении же несовершеннолетних членов их семей активности, связанные с вхождением в новую языковую и культурную среду, были разрозненны или отсутствовали полностью».
Поэтому в рамках проекта ТюмГУ преподаватели долгое время работали с детьми, их родителями и, что немаловажно, с учителями школ, где учатся дети. Среди мероприятий проекта — субботние языковые интенсивы, еженедельные консультации для членов семей, беседы об особенностях российской образовательной системы и способах адаптации в школе, методическое сопровождение учителей, разработка и презентация уникального пособия для обучения русскому языку на материале отечественных мультфильмов и рекомендации для иностранных граждан, чьи дети учатся или собираются учиться в русских школах. Итогом проекта стал круглый стол, где представители МВД, городских и региональных органов управления образованием, педагоги, руководители диаспор и сами родители мигрантов обсудили наиболее дискуссионные вопросы, касающиеся положения детей мигрантов в Тюменской области.
«Все участники отметили важность и своевременность подобного рода мероприятий. Однако самая большая благодарность прозвучала из уст самих детей, которые почувствовали, что они небезразличны, что их готовы поддержать и помочь справиться с трудностями», — говорит Светлана Драчева, директор Центра адаптационных практик и тестирования ТюмГУ.
ТюмГУ традиционно и последовательно реализует проекты, адресатом которых являются дети мигрантов: только на начало 2021 года университет в коллаборации с тюменскими общественными организациями подал три конкурсных заявки, которые сейчас ожидают своего рассмотрения.