В Тюмени следственные органы не стали возбуждать уголовное дело в связи со смертью школьника на уроке физкультуры. Выяснилось, что у него было заболевание, которое протекало бессимптомно и не было диагностировано при жизни. А во время бега осенью подросток просто упал и умер — из-за острой сердечной недостаточности.
Педиатры отмечают, что не всем детям полезны нагрузки, которые даются на физкультуре. Уровень физической подготовки обязательно нужно учитывать и не заставлять всех без исключения детей нарезать круги.
Физкультура в российской школе до сих пор опирается на советский опыт, часто это полувоенизированные занятия с нормативами и физруком, который «строит» ребят, отдает команды и даже унижает. Увы, такое до сих пор случается. Мы решили узнать, как проходят уроки физкультуры в других странах и чем они отличаются от наших.
Великобритания
Формат физкультуры в других странах зависит от того, в какую школу ходит ребенок: в младшую или старшую. В начальных классах от детей многого не требуют, а главная задача урока — это дать ученикам побегать и пошуметь. Часто в школах нет даже специального зала для таких занятий. Об этом рассказывает Нина Никитина, жительница Лондона и мама 8-летнего сына.
— Дети переходят в большое помещение, то, что у нас называется актовым залом. В нашей школе в таком актовом зале есть выдвижная шведская стенка. Дети бегают, прыгают, шумят. Никаких козлов, канатов и тому подобного. Управляет всем этим учительница, если ей нужно успокоить детей, она просто хлопает в ладоши и они моментально стихают. Это воспитывается с 4 лет, когда они идут в preschool (дошкольное отделение). Никаких окриков, с детьми всегда говорят в спокойном тоне. В secondary school, то есть в старшей школе, как говорят, занятия проходят уже в спортивном зале. Сначала разминка, потом пробежка, в один семестр могут заниматься баскетболом, бадминтоном, фитнесом. Есть силовые упражнения. Иногда в программу включают прыжки на батуте. Но и в старшей школе никакой сдачи нормативов нет, — говорит Никитина.
Канада
Канада, как когда-то часть огромной Британской империи, многое сохранила от английского образа жизни. И в школьной программе тоже. Уроки физкультуры в начальной (4–11 лет) и старшей школе (с 12) — разные. Младшеклассникам, как и в Великобритании, просто дают возможность выплеснуть энергию и размяться посреди учебного дня. Правда, разминаться детей выгоняют на улицу, даже в дождь и мороз. Об этом рассказывает папа 7-летней школьницы, житель провинции Онтарио Павел Глыбин.
— В младших школах нормативов нет. Смотрят на общее физическое развитие и давят на родителей, если ребенок хилый или слишком пухлый. В школе и вне школы есть море всяких кружков от гимнастики и танцев до штанги и прочих хоккеев. Они стоят практически ничего, и большинство детей посещает 2–4 спортивных кружка в школе и вне школы. Оценки на физкультуре не ставят, как и по другим предметам, первые года четыре. Родителям, само собой, приходят оценки, но учителя не говорят их детям. В это время только «правильно», «неправильно» и «молодец».
Для уроков физкультуры канадские младшеклассники переодеваются (у них есть свои шкафчики) в подходящую одежду, тем более что уроки в 99% случаев проходят на улице. У ребенка всегда должен быть запас чистой одежды из дома. В старшей школе на уроках физкультуры изучают разные виды спорта. Ученики занимаются каким-то конкретным спортом в течение определенного времени, при этом на дом дают задание узнать про его историю, достижения, питание спортсменов, режимы тренировок. В старшей школе оценки на физкультуре ставят. В любой канадской старшей школе есть какая-нибудь спортивная команда — от лакросса до хоккея, в зависимости от возможностей учебного заведения.
Франция
Во Франции у детей три часа физкультуры в неделю — по понедельникам, вторникам и пятницам. Среда — во французских школах выходной.
— В дни, когда есть уроки физкультуры, мои дети идут в школу в спортивной одежде, — рассказывает мама двух школьников Лара Тюрпан. — «У меня завтра спорт, платья не предлагать!» — говорит мне дочь во время сборов в школу. В младшем возрасте спорт — это игры с мячом, скакалками, обручами и кеглями. Малыши учатся координировать движения, общаться и сотрудничать в группе. Для старших детей, помимо обычных спортивных занятий и походов, в нашей деревенской школе организуют «зеленый», «снежный» и «морской» классы. До ковида и карантина каждый год, в ноябре или в июне, дети вместе с учителем ездили в центры спортивного отдыха. Мы живем рядом с Приморскими Альпами, поэтому зимой школьников обычно возят в горы — учиться кататься на лыжах или на море — управлять маленьким парусником. Неделю дети живут в центре, изучают флору и фауну (мой сын во время морского класса наблюдал дельфинов в море, а моя дочь в горах — оленей), ходят в походы и учатся самостоятельности.
Обязательная (и бесплатная) школа начинается во Франции с трех лет. До шести лет малыши учатся в école maternelle (эквивалент детского сада в российской образовательной системе), затем пять лет — в начальной школе (école élémentaire), в 11 лет дети идут в коллеж (enseignement secondaire inférieur), первый год лицея (в 15 лет) тоже входит в бесплатный и обязательный курс образования. В этот период школьники начинают готовиться к выбору будущей профессии и выбирают соответствующее направление. До 18 лет дети учатся в лицее общего, технического или профессионального направления.
В колледже всё меняется. Для каждого предмета появляется свой учитель, в том числе по физкультуре. По словам Лары Тюрпан, на уроках дают не только общее физическое развитие, но и конкретные виды спорта.
— Всем знакомые кроссы и прыжки в длину чередуются с баскетболом, регби, бадминтоном, теннисом, ориентированием и скалолазанием. Помимо обязательных занятий, есть дополнительные, на выбор. Понятное дело, в школьной секции скалолазания заниматься дешевле, чем в спортивной ассоциации вне колледжа. Выбор секции — по желанию детей и по возможностям родителей. Пони-клубы и теннис, — дорогие хобби. Занятия стоят в среднем 100 евро в месяц. Для сравнения, уроки скалолазания — 150 евро за год. Но среди самых популярных видов, причем среди девочек тоже, остаются борьба и футбол. Девчонки играют в футбол, занимаются айкидо или боксом. Мальчишки танцуют хип-хоп или ходят на йогу. Но, конечно, есть семьи, где девочкам по культурной традиции запрещают, ходить с классом в бассейн.
Большинство родителей во Франции одобряют выбор детей и занимаются спортом все вместе. Поэтому в выходные и в будни, как рассказывает Лара Тюрпан, на пляжах местных городков и на Английской набережной в Ницце туристам приходится лавировать между триатлетами, бегунами, семейными велотандемами, самокатами и роллерами от 3 до 93 лет.
Черногория
В Черногории в последнее время стало особенно много россиян. Туда едут те, кому в нашей стране холодно, даже есть специальный термин «климатическая эмиграция». Дети россиян учатся в обычных черногорских школах. У Сергея Рассказова дочь ходит в начальную школу.
— На физкультуре младшеклассники в основном бегают. В школьном дворе у них разрисованный тротуар с несколькими этапами эстафеты — по нему и бегают. Старшие играют в баскетбол. Никаких нормативов в началке нет. У старших всё серьезнее, но, насколько я понимаю, не потому, что это в программе, просто учитель сам так выстраивает процесс. Часто это настоящий спортивный тренер. Сами дети серьезно относятся к физкультуре, так как для большинства тут выйти в люди можно только через спорт, — говорит Рассказов.
США
Как живет американская школа, нам хорошо известно, спасибо Голливуду. В фильмах можно увидеть душевые для старшеклассников, поля для американского футбола, стадионы, школьные команды и спортивных накачанных ребят, которые гнобят «ботаников». А как на самом деле всё устроено в обычной жизни? У Светланы Бобровой дети учатся в старшей и средней школе в штате Колорадо. По ее словам, к детям на физкультуре относятся достаточно бережно, а унижение не допускается.
— В старшей школе у сына обычно урок физкультуры начинался с зарядки: бег, приседания, прочие упражнения. Затем было что-то более специальное: игры с мячом, стрельба из лука, бадминтон. Часть учебного года ребята провели в батутном центре недалеко от школы, где учились прыгать, падать, ходить по канату. С нормативами особого напряга нет, детей в основном ориентируют на подвижные игры. Насколько я понимаю, главное на занятиях — дать начальные навыки разных видов спорта, развить тело и ум (много занятий именно на межполушарное взаимодействие) и позволить выплеснуть агрессию (к спорам, спортивному азарту, какой-то жесткости относились нормально, но только на этих уроках, в остальных ситуациях любая агрессия в школе жестко пресекалась), — рассказывает Боброва.
Младшие дети Светланы сейчас учатся в средней школе, и на формат занятий, по ее словам, очень повлиял карантин из-за ковида, часть из них проходит онлайн.
— Детям дается немного теории, почему этот комплекс упражнений важен для тела и здоровья, показывается техника их выполнения, затем их просят выполнить эти упражнения перед камерой или записать видео. Если важны какие-то нормативы, то стараются пояснять зависимость норм от возраста. Для ориентации детям дают таблицы, по которым они сами должны определить свои нормы. Оценки ставятся не только (и не столько) за выполнение этих норм, но и за участие в работе во время занятий и за ответы на теоретические вопросы. Например, темы этого семестра — кардиокикбоксинг, йога/фитнес, диск-гольф, соккер/кикбол. А еще они сдавали отжимания, планку и несколько упражнений из обычного набора.
Интересно то, что система расписания в американской школе немного другая. Физкультура в обычной нековидной жизни в расписании каждый день, но только полгода. Хотя ученик, по словам Светланы Бобровой, может выбрать физкультуру как электив (курс, который ребенок выбирает самостоятельно. — Прим. ред.) и заниматься ею весь год.
А как считаете вы, физкультура в школе должна быть обязательной для всех или детям нужно давать выбор?
Уроки физкультуры в других странах проходят немного иначе, чем в России, возможно, европейский или американский опыт стоило бы перенять и нашим школам. Мы уже рассказывали вам, как устроены детские сады в Америке, а также в Италии, Германии и Бразилии. Кстати, не только тюменцы эмигрируют в другие страны. В наш город едут те, кому здесь нравится больше, чем на родине. Почитайте историю испанца Хавьера Рамиреза, который переехал в Тюмень с Канарских островов.