Государственные и муниципальные организации до 1 июля 2011 г. должны перейти в разряд казенных, бюджетных или автономных. Такое изменение было прописано в принятом 1 января 2010 года федеральном законе ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Таким образом, к существующим двум типам государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) добавляется еще один тип – казенное учреждение, статус которого, по сути, совпадает со статусом ныне действующих бюджетных учреждений. Что же касается существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, то это будут бюджетные учреждения с расширенными полномочиями.
Другими словами, теперь у школ, вузов, больниц, поликлиник, музеев и библиотек появится возможность выбрать новую форму организации, дающую новые экономические возможности, однако, и предусматривающую новую форму финансирования.
Для финансирования автономных учреждений и бюджетных учреждений нового типа из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право заниматься коммерцией, то есть оказывать платные услуги.
Правда, решающее слово, какой статус принять, остается за учредителями. Ими могут быть областные, краевые администрации и муниципалитеты – их профильные комитеты, управления, департаменты. Для федеральных бюджетных учреждений это соответствующие министерства.
Субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы, появляется возможность оказывать населению профильные услуги за дополнительную плату.
Этот аспект закона и вызвал наибольший резонанс. Защитники нового способа организации муниципальных учреждений указывают на то, что у учреждений появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, на коммунальные расходы, на учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными. Кроме того, многие сторонники нового закона уверяют, что госзадание по-прежнему будет неукоснительно выполняться. И в этом как раз залог того, что бесплатные услуги школ, вузов, поликлиник не будут сокращаться. Именно они и составляют основу госзадания, которое основано на государственном стандарте, например, образования, обязательном для исполнения. Это значит, что если по государственному стандарту в первом классе положено в неделю дать бесплатно 22 часа в рамках основного (общего) образования и 10 часов в рамках дополнительного образования за счет муниципалитета, то они и будут даны.
К тому же «нечестные» школы лишатся возможности взимать различные поборы с родителей, так как по новым правилам образовательные учреждения, желающие зарабатывать дополнительные средства, должны будут делать это легально и прозрачно – путем введения платных образовательных услуг.
Противники изменений указывают, что изменившие свой статус медицинские, культурные и образовательные учреждения, которые раньше дотировались из госбюджета, должны будут проситься на баланс муниципалитета. Если их не возьмут, что вероятнее всего, этим учреждениям придется быть бюджетными либо автономными – то есть бороться за госзаказы, вводить дополнительные платные услуги и зарабатывать деньги самим. Отсюда и разговоры о том, что новый закон об образовании сделает обучение платным: деньги на четыре обязательных предмета дадут из бюджета, остальные предметы придется оплачивать родителям.
То, как будет реализован закон в жизни на самом деле, покажет время.