Кто и как считал
В конце мая РИА Новости опубликовало на своем портале собственный рейтинг социально-экономического развития российских регионов. Тюменская область, согласно размещенным данным, выбыла из первой десятки списка, пропустив вперед Красноярский край.
Стоит ли тюменцам переживать за собственное будущее и на какие аспекты экономического развития стоит обратить региональным властям? Об этом мы поговорили с экспертом, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и финансов Финансово-экономического института Тюменского государственного университета Иваном Вилковым.
Специалист говорит, что не видит никакой катастрофы в том, что Тюменская область не попала в первую десятку этого рейтинга. Это не тот рейтинг, который составляют государственные органы и на основе которого осуществляется оценка деятельности властей субъекта и в целом региональной экономики. Методика составления рейтинга, по мнению экономиста, имеет ряд недостатков. Если регион относительно небольшой по своим размерам, то в число лидирующих регионов ему будет попасть крайне сложно.
— Нас обошел Красноярский край. Я посмотрел по показателям, за счет чего это могло произойти. Первый момент. У нас достаточно сильно просели инвестиции. Они у нас упали где-то на 9%, в то время как в Красноярском крае наоборот шел прирост по инвестициям на 4,8%. Второй момент — это бюджет. У нас достаточно сильно упали доходы бюджета. В рейтинге есть один из показателей — производная от дефицита бюджета. То есть соотношение доходов к расходам. У нас этот показатель тоже стал ниже.
Про завершение периода больших инвестиций в экономику Тюменской области в своем выступлении в рамках Дня предпринимателя говорила эконом-географ и профессор МГУ Наталья Зубаревич. По ее словам, прежде чем массово создавать инвестиционные промышленные площадки в муниципалитетах, следует четко понимать, кто будет на них работать. Это позволит бережнее тратить постепенно скудеющую казну. В минувшем году наблюдался рекордный дефицит регионального бюджета. Этот дефицит покрывали за счет внутренних накопленных резервов. Власти Тюменской области направили на поддержку экономики значительный объем средств.
— Логика составителей этого рейтинга такая: если регион долгое время живет не по средствам, то это отрицательно в целом сказывается на его развитии. Потому что кредиты надо брать, займы. У нас ситуация немножко другая. У нас регион проводил контрцикличную политику. В момент, когда у всех было плохо, бюджет дал поддержку экономике, потратив все резервы. В нормальное время подход нормальный. Показывают, что нужно жить по средствам, но когда кризис, тут другая логика включается. Тут, наоборот, нужно включать резервы для того, чтобы экономику перезапустить.
Бюджет будет дефицитным
По мнению эксперта, большое преимущество Тюменской области заключается в очень низком уровне государственного долга. Он совсем небольшой по сравнению с другими регионами, где высокая закредитованность. По состоянию на 1 января 2020 года региональный госдолг Тюменской области составлял 2,77 миллиарда рублей и за год снизился на 8,3%. У того же Красноярского края закредитованность гораздо выше — 77,43 миллиарда рублей при годовом снижении лишь 5,6%. Когда там возникает дефицит бюджета, региональные власти вынуждены привлекать внешние заимствования. Что приводит к необходимости обслуживания долга с соответствующими бюджетными выплатами. Мы же просто по большому счету потратили то, что накопили. При этом избежать дефицита тюменского бюджета в ближайшие несколько лет, на взгляд ученого, скорее всего не получится.
— Риски на самом деле есть. Потому, что в следующие периоды тоже, скорее всего, бюджет у нас будет дефицитный. Ну и в целом у нас достаточно сильное падение по доходам. Главным образом по налогу на прибыль организаций. У нас как устроена бюджетная система: те налоги, которые меньше зависят от экономической конъюнктуры, они уходят в федеральный бюджет. Те, которые больше зависят — они в региональный бюджет направляются. А налог на прибыль организаций такая штука, что когда кризис, то прибыть у компаний снижается, ну и соответственно поступления от налога на прибыль в бюджет сокращаются. Наш бюджет главным образом от этого пострадал, — объясняет Иван Вилков.
Если анализировать общую динамику социально-экономического развития региона за последние годы, то видно, что процесс шел довольно динамично. На общероссийском фоне показатели Тюменской области выглядят вполне прилично, убежден эксперт.
— В целом динамика была хорошая. По прошлому году пока нет самого главного показателя — валового регионального продукта. Он просто с большой задержкой публикуется. За прошлые годы если посмотреть, то в 2017 году прирост ВРП на 5,4%, в 2018 году на 8,5%, ну и в 2019 году просел примерно на 2,4%. Там целый комплекс факторов сыграл. В целом если мы берем период 3–5 лет, то регион у нас растет достаточно динамично. Чаще у нас регион лучше растет, чем в целом экономика России, — подчеркивает Иван Вилков.
По мнению специалиста, низкий уровень регионального госдолга позволяет властям пренебречь бюджетным дефицитом, потому что надо продолжать политику развития региона. Это в том числе поддержка предпринимательства и создание комфортной среды.
— В чем заключается роль региональных властей? Первый момент — это создание инфраструктуры. Это дороги, больницы, аэропорты и так далее. Второй момент — это поддержка нематериальных активов. То, что связано с наукой, с культурой. То, что пощупать нельзя. Плюс какой-то инновационный потенциал. Третий момент — это развитие социального капитала. Сейчас говорят, что сила системы заключается не в прочности ее отдельных элементов, а в прочности связей между ними. Это развитие сотрудничества между различными предприятиями, организациями, учреждениями и так далее. Выстраивание горизонтальных связей. Проведение различных форумов, поддержка неформальных объединений и так далее, — говорит Иван Вилков.
Главная проблема региональной экономики
Главной проблемой региональной экономики специалист назвал ее зависимость от того проекта, который реализует в Тобольске СИБУР. Во многом региональная динамика инвестиций задается этим проектом. При этом фаза наиболее крупных вложений уже прошла, что привело к нисходящей динамике по инвестициям. Такая ситуация наблюдается уже не первый год и 2020-й — это продолжение тренда, который был задан несколько ранее. Масштабных проектов, которые могли бы заметить выпадающие инвестиции, на сегодняшний день нет. И в этом большая проблема.
— Сейчас такая ситуация, что ждать, что придет какой-то крупный инвестор, который построит новый проект, на мой взгляд, это фантазийно. Нужно со средними инвесторами работать. Мы сейчас понимаем, что во многом инвестиционные решения, которые на территории нашего региона производятся, они производятся из каких-то других регионов. То есть штаб-квартиры у СИБУРа, у Газпрома, у Роснефти, у других крупных компаний, они не в Тюмени находятся. По большому счету развитие нашего региона зависит от компаний, которые находятся в другом регионе, — обращает внимание Иван Вилков.
Экономист убежден, что нужно усиливать работу с инвесторами поменьше и, возможно, больше обращать внимание на уже действующие предприятия. Когда приходит новый инвестор, ему обещают все блага: и льготы по налогам, и определенные инвестиционные площадки и так далее. С другой стороны, есть действующие предприятия, которые уже работают в регионе и тоже готовы вкладывать. Возможно, в этом направлении тоже можно что-то сделать.
— Если бы у нас были собственные крупные структуры, которые имеют штаб-квартиру в Тюмени, то мы бы от этой конъюнктуры зависели несколько меньше. Нужна политика по выращиванию региональных чемпионов федерального масштаба. Так навскидку вспомнить компании, которые были бы лидерами рынка и работали в Тюмени, их не так много, к сожалению, — констатирует спикер.
Не нефтью единой
По мнению ученого, достаточно большие инвестиционные резервы региона по-прежнему связанны с углеводородами. Это нефтепереработка, нефтегазовое машиностроение, нефтесервисный сектор в целом. Нужно привлекать инвесторов в эту сферу, работать с уже существующими предприятиями.
— Что касается емкости, то это, пожалуй, наиболее капиталоемкие сектора, которые на юге Тюменской области представлены, за счет которых можно мощно усилить инвестиционную активность, — считает Иван Вилков. — То, что мы говорим про агросектор, про туризм, всё-таки это не те сектора, которые могут дать такую мощную отдачу в плане роста экономики. Это не значит, что ими не стоит заниматься. Они должны быть «одни из», но они не способны заместить то, что выпадает по инвестициям в сфере нефтедобычи, нефтехимии, нефтепереработки. Там масштаб бизнеса просто совсем другой, — поясняет эксперт.
На теме развития регионального туристического кластера региональные власти сконцентрировались несколько лет назад. Мы уже писали о том, как жители региона относятся к решениям, которые принимаются в этой сфере. Также мы писали о том, на что брали кредиты тюменские предприниматели в 2020 году. Здесь можно прочитать интервью с главой департамента инвестполитики Антоном Машуковым.