Экономика интервью «Кризис убивает слабых»: член правления крупного банка — о женщинах и мужчинах в бизнесе

«Кризис убивает слабых»: член правления крупного банка — о женщинах и мужчинах в бизнесе

Читайте большое интервью с Надией Черкасовой из «Открытия» о ведении бизнеса в непростых условиях

Надия Черкасова является членом правления и заместителем председателя правления банка «Открытие» с 2018 года

Как будет развиваться бизнес после пандемии? Что происходит с сообществом и почему женское и молодежное предпринимательство отделяют от мужского? Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и зампредседателя банка «Открытие» Надия Черкасова обсуждала эти вопросы на форуме «СУП» в Тюмени, а после поговорила с редакцией 72.RU.

— Вы говорили, что женское предпринимательство — мировой тренд. Стало ли оно таким в России?

— Давайте для начала отметим, зачем женское предпринимательство выделяется как особое направление. Предприниматели — это одна большая группа, но для каждой группы — женское, молодежное, социальное — определяются свои инструментарии, специфические барьеры, приоритеты и целевая аудитория. Приведу понятный пример для потребителя: есть шампунь для блондинок или брюнеток.

В любых продажах создается продукт для конкретной аудитории, для того чтобы удовлетворять потребности каждого сегмента. В женском предпринимательстве действуют точно такие же подходы, и они продиктованы исключительно экономическими факторами. Например, в России 54% трудоспособного населения — женщины. По найму женщины работают, а в малый и средний бизнес идут не очень охотно — их лишь 27% от общего числа предпринимателей. По развитию женского предпринимательства Россия находится на 54-м месте в мире.

«Есть ограничения, как внутренние, так и внешние, из-за которых женщины сами не идут в бизнес»

К счастью, в последнее время эта ситуация меняется в лучшую сторону. И это результат целого комплекса программ.

Насколько женщине-предпринимателю труднее вести бизнес в России, чем мужчине? С чем это связано? Присутствует ли в ведении бизнеса в России гендерный стереотип?

— И женщины, и мужчины живут в одном обществе. И барьеры для развития бизнеса типичные для всех. Например, нехватка капитала является важным аспектом для всех. Как вы сами считаете, есть такой стереотип или нет? Женщине лучше пойти работать по найму или быть предпринимателем?

У меня такого стереотипа нет. Просто наблюдаю, что бизнесменов-мужчин больше, чем женщин.

— Исследование по развитию женского предпринимательства демонстрирует, что прежде, чем начать свой бизнес, женщины хотят изучить все риски и получить дополнительное образование.

«Мужчины склонны начать бизнес сразу, женщины хотят сначала получить образование и изучить все риски»

При этом мужчины склонны начать его сразу. И еще важный отличительный аспект — совмещение бизнеса и воспитания детей. Многих женщин мотивирует открывать свой бизнес гибкий график, возможность совмещать материнство и реализация себя в рамках собственного бизнеса.

Женщины часто сталкиваются с внутренним барьером, который называется «липкий пол». Это значит, что женщины часто сами не верят в свои силы и не ищут возможности для создания бизнеса. Именно поэтому наша команда как одно из направлений выделяет популяризацию развития предпринимательства.

На основе разговора и выступлений на слете успешных предпринимателей можете сказать, как в Тюменской области обстоят дела с молодежным и женским предпринимательством?

— Я могу отметить, что Тюменский регион активно развивается и, можно сказать, стал родиной молодежного предпринимательства в России. Форум «Слет успешных предпринимателей» — яркое тому подтверждение. Я, к сожалению, физически не присутствовала на форуме, но вижу большое количество инициативных и активных ребят. Кстати, прекрасный пример женщины-предпринимателя в Тюмени — это Наталья Паденко (владеет клининговой компанией, руководит комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России» в Тюмени. — Прим. ред.). Наталья в прошлом году выиграла одну из номинаций международного конкурса APEC BEST AWARD. Это конкурс, в котором участвуют женщины из 21 экономики Тихоокеанского региона, куда входят крупные рынки Китая, Японии, Южной Кореи и других стран. И Наталья в прошлом году в Россию привезла победу в номинации «Молодой руководитель».

Как бы вы оценили Тюменскую область в плане ведения бизнеса, по мерам поддержки малого и среднего предпринимательства?

— У нашего банка растет количество клиентов в Тюменском регионе. Банк предлагает специальные программы поддержки и по кредитованию и делал это в том числе и в период пандемии. Конечно, Тюмень входит в топовые регионы по экономической успешности и активности. Как следствие, во всех сегментах мы видим здесь активную бизнес-среду.

В каких сферах развивают свой бизнес предприниматели из Тюменской области?

— Около 60% предпринимателей работают в сфере торговли и услуг: кафе, рестораны, службы доставки, салоны красоты, барбершопы и многое другое. Мы также видим и развитие производственных компаний. Есть регионы, имеющие ярко выраженную специфику, например аграрные. В Тюменской области структура бизнеса малых и средних компаний абсолютно релевантна средним показателям по стране.

Стоит ли ожидать предпринимательский бум в посткоронакризисное время?

— Кризис, как это бывает в природе, убивает слабых. Мы видим, что компании, у которых были повышенные риски в бизнесе, не была сформирована финансовая подушка безопасности или бизнес-модель была неустойчивой, пострадали. По нашим оценкам, около 30% предпринимателей получили этот удар. На освободившиеся места обязательно придут новые. Те, кто смог быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

«На освободившиеся места обязательно придут новые»

Предприниматель на то и предприниматель: закрывая один бизнес, часто начинает следующий. Тем не менее в ближайшее время предпринимательского бума мы не ожидаем. Восстановление рынка мы сможем увидеть по истечении первого полугодия следующего года. Для бума нужны дополнительные драйверы роста, которых мы пока не видим.

Процесс восстановления уже идет. Ряд компаний восстановили денежный поток от докризисных значений. А мы как банк им в этом помогаем.

Год назад в рамках Дня женского предпринимательства мы поговорили с женщинами, которые ведут бизнес в нашем регионе. Мы спросили у женщин, связавших жизнь с предпринимательством, об отношении к делу и стереотипах, с которыми они сталкиваются, плюсах и минусах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем