В юргамышской колонии содержатся около 200 женщин. У каждой, само собой, своя история. Наши коллеги из 45.RU съездили туда, чтобы найти героинь, которые расскажут, как они оказались за решеткой, какие уроки извлекли и как коротают время в неволе.
Этот материал — про «первоходку» Таню, жизнерадостную тюменку. На воле она готовила культурные мероприятия для сотен зрителей, но получила приговор по статье за наркотики и в итоге оказалась в Юргамыше.
Татьяне Д. (просит звать ее Таней) 36 лет. Лицо просит не показывать, фамилию не называть. Улыбчивая, интеллигентная, общительная — видеть такую женщину в колонии странно, как будто ее временно выдернули сюда из другого места и скоро вернут обратно. Родилась и жила в Тюмени. До колонии организовывала выставки, концерты, фестивали ЗОЖ, вегетарианства (сама являлась убежденной вегетарианкой), проводила мастер-классы. Это было дело ее жизни.
— А потом случилась грустная история. Я влюбилась в человека, была знакома с ним около полугода. А он оказался наркоманом. Причем очень деятельным! Он производил то, чем травил себя и других. К сожалению, изначально он не подошел ко мне, чтобы познакомиться, и не сказал сразу: «Привет, я наркоман». Поначалу у меня никаких подозрений не было, я с наркоманами раньше не сталкивалась. Чем он занимался, я сначала не знала. Потом полюбила его, узнала обо всем, капала ему на мозг, говорила прекратить, предупреждала, что могут посадить.
Пара жила в съемной квартире. Незаконными делами мужчина ездил заниматься в другое место.
— Ему вменили, что у него лаборатория, производство, изготовление и сбыт. А мне написали статью 30 (приготовление к преступлению и покушение на него), что я якобы ему помогала. Хотя никаких доказательств этого не было.
«Мой мужчина уговаривал меня взять всю вину на себя»
Мол, мне дадут немного, я же такая классная девочка без приводов... Сказал, что будет ждать меня.
Забавно, что первые два месяца я даже думала так и сделать. Очень сильно его любила. Думала, что если мне дадут меньше, чем ему, то он меня дождется и мы поженимся! Но месяца через четыре в СИЗО мне девочки объяснили, что это не любовь, это использование человека.
Таню осудили по статье 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств). Ее бывший молодой человек также отправился в колонию. Женщина отбывает срок три года, впереди еще столько же. До возможности подать на УДО (условно-досрочное освобождение) — год и семь месяцев.
— Я прекратила общение с ним, так как поняла его цели и желания. Хотя первое время даже просила родных отправлять ему посылки и передачки! Но человек начал требовать всё больше и больше. Мы поняли, что это всё.
— Если выйдет с вами на связь в будущем — что ему скажете? — спрашиваю у собеседницы.
— Скажу ему: «Абонент не отвечает или купил себе мозг». (Смеется.)
В юргамышскую колонию женщину перевели из Свердловской области.
— Родные и близкие сначала не могли поверить, думали, что это розыгрыш и шутка. Я тоже так думала, что выйдут с шариками и скажут: «Не стоит вести дел с наркоманами». Я перевелась в Юргамыш, чтобы маме было проще меня навещать. Я дважды ее видела, счастлива (Таня может видеться с родственниками раз в три месяца. — Прим. ред.).
Бабушка и дедушка инвалиды, приехать не могут, хоть и очень хотят. У меня много друзей в разных городах, пишут мне письма, созваниваемся. С нетерпением ждем, когда меня освободят. Рада, что у меня столько друзей, которые понимают: колония — не повод перестать общаться со мной.
— О чем больше всего жалеете? — спрашиваю у Тани.
— Что пошла на тот регги-фестиваль и познакомилась с этим человеком (он был барабанщиком).
«Теперь если и буду знакомиться, то сначала спрошу — не наблюдаешься ли в наркодиспансере?»
У того я не спрашивала, это было бы странно... Это если я сейчас к вам обращусь: «Кирилл, у вас кредитов нет, машину не покупали?» (Улыбнулась мне Таня.)
Оказавшись за колючей проволокой, тюменка поменяла отношение к осуждённым.
— Раньше думала, что если человек сидел, значит, с ним всё понятно! Кошелек с телефонами нужно подальше от него держать. Сейчас поняла, что сколько людей, столько и ситуаций. Убедилась в том, что если что-то осуждаешь — оно может произойти в твоей жизни. Было предубеждение к вегетарианцам — через год стала вегетарианкой. Была предубеждена к тем, кто встречается с недостойными людьми — сама нашла себе такого! То же и с сидельцами. Здесь даже подруги появились, творческие люди друг к другу притягиваются.
Сейчас распорядок дня Тани выглядит так: подъем в 06:00, зарядка, завтрак, йога, медитация, помощь по помещению (уборка).
— Йогой кроме меня стали заниматься еще две женщины. Основная проблема у людей здесь — они дерганые и нервные. С помощью йоги мы с утра настраиваем себя на то, каким будет день, на его плавное течение.
Активности, которыми Таня занимается в колонии: создает стенгазету, рисует плакаты, организует выступления на концертах (делает костюмы, готовит музыкальные номера). Делала новогодний мюзикл, создавала клипы. Сейчас готовится к 9 Мая, съемке фильма.
— Я начала всем этим заниматься, когда «спалилась» в карантине (туда отправляют новоприбывших в колонию заключенных) за рисованием. Мне сразу сказали: «Отлично, в отряд зайдет художник». Люблю петь, предложили петь. На концертах мы отвлекаем людей от тяжелых мыслей.
У женщины получается соблюдать большую часть требований своей религии в колонии. Удается даже не есть и не разговаривать по субботам (что-то вроде добровольной аскезы).
— Как у вас изменилось ощущение времени? — спрашиваю у Тани.
— Поначалу было тяжело ощущать его течение. Просыпаешься, встаешь, не осознаёшь, кто все эти люди. Почему я должна всё это делать? Но через какое-то время входишь в ритм, колею, всё происходит почти на автомате. Учишься не создавать конфликты, примиряться с чем-то. Это гармонирует со мной и моей религией.
«Я очень удивляюсь, когда мне люди рассказывают, что у них остановилось время и они не знают, куда его деть. Я говорю — дайте его мне!»
Мне его часто не хватает.
Больше всего Таня скучает по простым радостям: близким и родным, коту, которого не погладить, лужайке, где можно пройтись босиком.
— Здесь начинаешь больше ценить жизнь. Когда ты идешь с кружкой вкусного капучино по улице, ты этого не ценишь. Не ценишь закаты и восходы, возможность надеть любую одежду, возможность в 00:00 сходить за мармеладом. Когда выйду — стану ценить сильнее. Это можно сравнить с постом.
— Три вещи, которые сделаете в первую очередь, когда окажетесь за периметром?
— Позвоню близким, возьму капучино и уйду в поход в лес с друзьями и гамаком.
— К обычной жизни возвращаться не боитесь?
— Первые полгода боялась, что выйду и все будут знать, что я сидела, будут тыкать пальцем и прятать телефоны. Рассказала об этом близким, они ответили, что я слишком много думаю, и предложили книг побольше прислать. С тех пор успокоилась.
— А на что обратите внимание при выборе молодого человека?
— Во-первых, чтобы был не судим. Хватит одного осуждённого в семье. Двое это уже ОПГ. (Заливисто смеется.) Буду смотреть, как человек относится к детям, животным и другим людям.
После отбывания срока Таня хочет вернуться к интернет-проекту, который не успела реализовать.
— Его суть — как улучшить свою жизнь. Дыхательная гимнастика, гармонизация пространства вокруг себя, осознанные сновидения. Хотелось бы творчески дальше заниматься.
Таня обратилась к тем, кто не хочет повторить ее судьбу.
— Хочу сказать девушкам, и не только им — нужно внимательно относиться к своему окружению! Многие, как и я, не знают, что если близкий человек занимается чем-то незаконным, то отвечать будет не только он. Это может случиться с каждым. Я за то, чтобы в школах вели лекции правовой грамотности и объясняли — если ваш друг делает нечто подобное, то будьте осторожны! И фото девушек показывать, которые «попали».
Я в силу своей неграмотности не знала, что если человек занимается подобным, то спрос будет и с близких. Всегда рассуждала так — если я плохо веду мастер-классы, то претензии мне предъявят? Так и здесь, если он делает плохие дела — претензии будут к нему. Мне казалось, что это логично.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.