Скандал вокруг тюменского предприятия «Тополя» завершился прекращением уголовного дела. В 2017 году следователи обвинили на тот момент бывшего директора Олега Ренёва в злоупотреблении должностными полномочиями, растрате. Сначала мужчине назначили условный срок, но он не признал вины и продолжил отстаивать свое право на справедливость. После череды жалоб и судов Олегу Ренёву удалось доказать, что претензии силовиков к его работе были беспочвенными. Суды пришли к выводу, что в действиях управленца не было состава преступления, и признали за ним право на реабилитацию.
— Следствие и судебные процессы длились более трех лет. Мы дважды подавали апелляции, один раз дошли до суда кассационной инстанции, — рассказала адвокат Ирина Зверева, представляющая интересы Олега Ренёва. — Суд пришел к выводу, что обвинения в присвоении денег и злоупотреблении должностными полномочиями беспочвенны, и признал за моим подзащитным право на реабилитацию.
В чем обвиняли?
Олег Ренёв стал фигурантом уголовного дела после увольнения с племзавода «Тополя». В 2017 году прокуратура проводила проверку работы предприятия и установила, что мужчина продавал скот по заниженной цене. Расследованием занимался тюменский СКР. В ходе следствия правоохранители установили, что, помимо продажи скота, Ренёв еще и незаконно выписывал себе премии и не выплачивал зарплату работникам. Все эти материалы после передали в суд.
Сначала признали виновным
В суде первой инстанции уголовные дела за невыплату зарплаты в отношении Олега Ренёва прекратили. Истекли сроки давности, и привлечь мужчину к ответственности уже стало невозможно. Но по двум другим эпизодам вину посчитали доказанной.
Его признали виновным в присвоении денег и злоупотреблении должностными полномочиями. Посчитали, что Олег Ренёв в период с 2014-го по 2016 год незаконно начислял себе премии (всего 301 тысячу рублей) и продавал скот по заниженной цене, из-за этого предприятие недополучило 2,8 миллиона рублей. Суд назначил мужчине наказание в виде четырех лет лишения свободы условно, запретил ему занимать госдолжность четыре с половиной года и обязал вернуть племзаводу 3,1 миллиона рублей.
Потом оправдали
Олег Ренёв не согласился с обвинительным приговором и подал апелляционную жалобу. Он выиграл, и уголовные дела за присвоение денег и злоупотребление полномочиями прекратили. Прокуратура подала кассационную жалобу на это решение. Но суд проанализировал решение коллег и увидел, что те не дали полной оценки всем доказательствам, имеющимся в деле. В Тюменском областном суде повторно рассмотрели апелляционные жалобы, но решение суд не изменил — Олега Ренёва всё же оправдали.
Обвинения в незаконности выписывания себе премий отпали из-за бюрократических тонкостей. Следователи посчитали, что мужчина не мог себе выписывать премии без согласования с непосредственным руководством, но суд указал, что в данном случае это не так.
— Из приведенных доказательств следует, что мужчина, являясь директором предприятия, в соответствии с уставом и трудовым договором был уполномочен издавать приказы, в том числе о премировании себя как работника предприятия, — указано в судебном решении. — Такое нарушение при наличии к тому оснований может быть расценено как нарушение финансовой дисциплины или должностной проступок, влекущий применение норм не уголовной, а дисциплинарной ответственности.
Так прекратили уголовное дело по статье 160 УК РФ «Присвоение».
Как считало обвинение, самый большой ущерб предприятию причинили другие действия Ренёва — продажа скота по низкой цене. Силовики посчитали, что деньгами от этой сделки управленец хотел погасить долги перед налоговой, чтобы избежать уголовной ответственности за такое нарушение. Такая сделка нарушила права и интересы племзавода. Предприятие не только недополучило деньги, но и лишилось молодняка для воспроизводства скота, и, как следствие, снизились надои и выручка от продажи молочки.
В решении суд указал, что уголовная ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий сопровождается нарушением интересов службы, то есть должно быть вопреки им. При этом в процессе установлено, что Олег Ренёв продал молодняк скота в кратчайшие сроки, чтобы получить вливание в бюджет предприятия. Эти деньги ушли на оплату налогов и выплаты долгов по зарплате.
— Продажа скота была вызвана необходимостью обеспечения деятельности предприятия, что предусмотрено условиями трудового контракта с мужчиной, — написано в судебном решении. — Неубедительными являются выводы о том, что действия мужчины повлекли нарушение прав и интересов, выразившееся в снижении надоя и выручки от реализации молочной продукции и прочее.
Оправдательные приговоры встречаются редко. Недавно суд присяжных признал невиновными отца и сына, которых обвиняли в поджоге дома чиновницы. Добиться оправдательного приговора смогла и бывшая заведующая детсадом, на которую завели уголовное дело из-за тараканов в пищеблоке.