Еженедельная рубрика «Маленький, но гордый бизнес», которую мы запустили в поддержку тюменских предпринимателей, продолжается. Это значит, что мы вновь делимся с вами историями успехов и провалов владельцев мини- и микропредприятий. Это не глянцевые истории успеха, а откровенные рассказы людей, которые нашли себе занятие по душе и развивают его — несмотря ни на что.
В предыдущих выпусках рубрики вы узнали, что нужно для открытия винотеки в самом сердце города и как грузин превратился в Тюмени из строителя в ресторатора. Сегодня хотим познакомить вас с Юлией Арефьевой, владелицей школы танцев Studio Impulse. Вот ее история.
«Внутри себя я танцую»
В далеком 2008-м году Юлия закончила строительный университет и устроилась работать по специальности. Вчерашней студентке потребовалось два года, чтобы понять: госслужба — не то, что ей нужно. Все бросила, уволилась и поступила в институт культуры на хореографическое отделение. Пять лет на очном отделении пролетели быстро. После выпуска наша героиня решила, что лучше всего самой создать себе рабочее место, обеспечить саму себя любимой работой и удобным графиком. Так в 2015 году открылась ее маленькая танцевальная студия в Зареке.
— Так вышло, что у меня не было стартового капитала, денег мы с мужем никаких не накопили. За год до запуска школы танцев родился ребенок, и в период, когда я делала ремонт в арендованном помещении, сын был совсем маленький. Муж продал машину, очень помогло микрофинансирование от организации, которая предоставляет займы бизнесу под очень маленький процент: мне тогда дали 150 тысяч рублей под 6% годовых. Мы просили денег у знакомых, друзей, кредитные карты приходилось использовать. Как-то так вот всё сложились. Сделали ремонт и открылись, — вспоминает Юлия Арефьева.
Но всё легко и просто только на словах. На деле начинающий предприниматель столкнулась с массой трудностей и сложностей.
— Если вы хотите открыть свою танцевальную студию и планируете какую-то определенную сумму — то умножайте ее на два. Тысяч, наверное, 300 ушло у нас, чтобы сделать ремонт в студии. Это без учета аренды. Потому что то одно нужно, то другое, вроде что-то запланировал, но это не зашло. Стройматериалы покупали, что-то еще: изначально было просто большое пустое помещение. У меня особо не было средств на то, чтобы пригласить дизайнера, который бы всё красиво сделал. Раздевалку сделали сами, обои клеили сами, повесили фиолетовые шторы. Конечно, хочется переделать студию с помощью специалиста, у меня есть впереди какие-то такие планы. Уже пора что-то менять, — уверена Юлия.
Квест по поиску коллектива и бизнесменские каникулы
После заключения договора о найме помещения танцующий руководитель студии получила арендные каникулы на 2–3 месяца. Именно столько по времени в летний период длился ремонт. Старт занятий в школе танцев пришелся на начало осени 2015 года. И даже после этого были какие-то доделки, доработки.
— Изначально даже балетных станков не было. Искала, где мне их могут сделать дешевле, чем это возможно. Они мне всё равно обошлись очень дорого — около 60 тысяч. Ну и зеркала, да, тоже купили. Как без них в танцевальном зале, — рассуждает наша собеседница. — В течение полугода по 20 тысяч в месяц я выплатила всю сумму долга. Это было не очень сложно.
А вот собирать коллектив и формировать группы из желающих заниматься в новой танцевальной школе оказалось куда труднее.
— Изначально других педагогов помимо меня не было, была только я одна. Я искала педагогов по танцам в основном в соцсетях. С академии культуры у меня остались контакты, мне советовали кого-то. Сначала нашла одного преподавателя, потом она мне посоветовала еще кого-то. А еще просто находила подходящих кандидатов, звонила и говорила: «Здравствуйте! Я знаю, что вы преподаете в такой-то школе такое-то направление. Вы очень классный преподаватель. Приходите работать ко мне», — продолжила свой рассказ Юлия Арефьева.
Сейчас штат состоит из семи педагогов, включая руководителя. Вместе они стабильно ведут несколько направлений для взрослых и несколько детских. Но всего этого, возможно, не случилось бы, если бы не помощь и поддержка супруга начинающей предпринимательницы.
— На первых порах я платила аренду из зарплаты мужа, потому что как таковых заработков особо не было. Я расплачивалась со своими долгами, которые я накопила, чтобы открыть студию. Поначалу помещение частично простаивало, и для меня это было больно и обидно. Конечно, муж очень помогает. Ругает, если предпринимаю неверные шаги, неправильно трачу деньги. Вместе делали ремонт в помещении школы, переругались, помирились. И поняли, что раз справились с этим, то и остальные неурядицы в жизни переживем, — уверена Юлия.
Извините, переходим в онлайн
К внезапной приостановке работы ни Юлия, ни ее коллеги по танцевальной школе оказались не готовы. В один миг всё кардинально поменялось. Арендодатель, впрочем, готов был пойти на уступки, войдя в положение. Но что делать с абонементами, которые горожане уже приобрели, но успели прозаниматься только до середины марта? Вариантов два: или каким-то образом всё же проводить занятия, или возвращать деньги (а они уже потрачены/вложены в развитие школы). Танцующий руководитель нашла третий вариант.
— Когда карантин начался, мы начали думать, что же делать. Можно, конечно, было расслабиться и решить: ну ладно, будет у меня отпуск. Но я такой человек, что просто не могу сидеть сложа руки. Надо шевелиться, двигаться, по-другому не могу. Поэтому мы (с коллегами. — Прим.ред.) сделали аккаунт в Instagram и запустили там бесплатный танцевальный марафон. Добавились люди, всем понравилось. Под конец еще и конкурс устроили, где в качестве призов были коврики и гантели для занятий. Потом был второй марафон, теперь подумываем о третьем. Это удобно, и, говорят, онлайн-тренировки сейчас выходят на новый уровень, они всем стали интересны. Хотя я считаю, что живые офлайн-тренировки намного лучше, — честно призналась нам танцующая жена и мама.
Недавно школа танцев Studio Impulse с позволения Департамента потребительского рынка вновь приступила к работе. Правда, количество занятий заметно подсократилось: одни ученики пока не готовы посещать места массового скопления людей, у других попросту нет денег на оплату занятий: пандемия немало тюменцев оставила без работы и средств к существованию.
— Пока еще очень тяжело и муторно, но мы пытаемся выйти победителями из этой ситуации. Когда я вновь начала работать, мне даже соседи сказали: «Ой, ты так похорошела!» Вернуться к работе — это такой подъем, такое вдохновение на самом деле. Кажется, что вот-вот всё будет как раньше. Как будто и не было этих двух месяцев карантина, ничего не происходило. Появилась вера, что все вернется на свои места, — вдохновленно продолжила рассказ предприниматель.
Найти плюсы там, где их будто бы и нет
Юлия призналась нам, что нет среди танцоров тех, на кого она хотела бы равняться, зато (пусть не без труда) отыскала положительные моменты в вынужденных «каникулах».
— Быть может, если бы не карантин, мы бы никогда не запустили, не попробовали проводить онлайн-занятия. Еще один плюс состоит в том, что за время карантина я осознала: у меня есть много промахов в ведении бизнеса. Сейчас пришла к определенным выводам: как-то иначе всё буду налаживать и настраивать сейчас, структурировать. И, конечно же, я поняла, что финансовая подушка должна быть. Всегда думала: «Ну что может со мной произойти? Студия работает, ученики идут». А внезапно получилось так, что в какой-то момент на 1,5–2 месяца все ушли, — откровенно говорит Юлия Арефьева.
Она, как и все мы, не знает наверняка, что будет дальше, но с планами по ведению бизнеса, кажется, уже определилась.
— Вы знаете, у меня нет каких-то амбиций — открыть школы по всем районам Тюмени или расширить один зал до двух-трех. У меня такой цели нет, потому что я жена, я мама, мне нужно быть дома, еще — дочка, мне нужно быть с моими родителями. Для меня танцевальная студия — пространство для творчества. Я для себя создала рабочее место, тружусь с утра и до вечера. Занимаюсь любимым делом, и большего мне не надо, — подытожила владелица школы танцев. — Да тяжело, сложно, да, я ещё долго буду вставать на ноги и отдавать долги. Но всё проходит, и это пройдёт. Всё будет хорошо.
Если вы тоже хотите поделиться историей маленького, но самого важного дела в вашей жизни — напишите на нашу редакционную почту 72@rugion.ru или в WhatsApp, Viber или Telegram на номер +7 919 922–88–82. Предупреждаем: количество мест на участие в нашей рубрике ограничено. Вакантных мест осталось совсем мало. Спешите!