6 августа четверг
СЕЙЧАС +32°С

Юрий Костин, глава радиохолдинга «Газпроммедиа Радио»: «Авторадио выруливает из кризиса»

1 830

Поделиться

В преддверии нового активного сезона на радиорынке легендарная личность, глава крупнейшего российского радиохолдинга «Газпроммедиа Радио» Юрий Костин дал специальное интервью своему региональному коллеге из Тюмени, директору «Медиагруппы 101» Владимиру Богоделову.

Юрий Алексеевич, как себя чувствует радио?

– Замечательно, уж точно лучше некоторых других медиа.

Я уточню. Вы активно участвуете в международных конференциях, мы с вами как-то были в одной делегации на одном из последних европейских форумов. И там, помнится, европейские коллеги успокоили нас, мол, выдохните парни, Интернет радио не убьет. Как меняется ситуация? Возникли новые риски и опасности в нашем сосуществовании с Интернетом?

– Интернет – это не убийца, а помощник радио. Просто потому, что он представляет собой еще одну платформу, с помощью которой мы можем доносить свои идеи до слушателя. А еще он дает возможность не только слушать и слышать, но и видеть радио. Рекламный рынок растет медленно, все варианты привлечения бюджетов надо приветствовать. Но если радио не адаптируется к новой реальности, то у него тогда действительно могут быть проблемы.

В развитие «международного блока», Российское негосударственное радиовещание скоро отметит тридцатилетие, страшно подумать. И при этом буквально до последнего времени на свои корпоративные форумы – в Москве и регионах – мы норовили затянуть по максимуму зарубежных коллег. По принципу: смотрите, какой еще чудненький формат можно позаимствовать. Может, к тридцатнику пора бы уже как-то изжить в себе комплекс неполноценности?

– Умение учиться – это признак силы, а не слабости. Зарубежные товарищи могут научить нас технологиям, скорее. Технологиям продаж, программирования. Что касается творческой стороны и специальных проектов, то нашему человеку в мире равных нет.

Давайте на самом деле поговорим о наших достижениях. Наличие в России гигантских федеральных частных радиосетей – на сотни городов и населенных пунктов – такого нет нигде в мире. Может, дадите этому явлению академическую оценку как вице-президент Российской Академии Радио (РАР)?

– В действительности мы не уникальны. В США три крупнейшие компании фактически владеют всем радиорынком. Другое дело, что там станции в основном локальны, а программы, как говорят, синдицированы, то есть, продаются отдельные шоу, передачи хит-парады, а не продукт в целом как у нас. У нас любого самородка тянет в столицу, где, если повезет, его тут же берут на работу те же крупные сети. А самые удачливые устраиваются на ТВ и в соревновании с ТВ радио проигрывает даже просто потому, что уровень оплаты труда у нас в индустрии меньше.

Мы хорошо помним, с чего начинал любую конференцию региональных радиовещателей создатель «Авторадио» и самой РАР Сан Саныч Варин, светлая ему память. С благодарности региональщикам, которых он держал как минимум равными партнерами. В последние годы, есть такое ощущение, нашего брата – региональщика норовят отодвинуть на позицию бедного родственника. Хорошо бы заранее знать свою судьбу, к чему готовится?

– Радио очень локально. В этом его сила и уязвимость. Локализация добротного продукта требует усилий, усидчивости, профессионализма и, самое главное – любви к своей радиостанции. Если в вашем городе Авторадио или Радио Energy воспринимается как свой продукт, у вас больше шансов стать лидерами. А если наш партнер – лидер на местном рынке, мы можем говорить о своем и нашем общем успехе. Россия – это далеко не только Москва, и говорить о региональных партнерах, как о меньших братьях, может только недальновидный человек. Для меня еще очень важно осознавать себя частью большой радийной семьи.

Вернемся к самочувствию радио в нынешних кризисных реалиях. Какова ситуация со сборами в Москве? В регионах?

– В Москве рынок в первом полугодии вырос относительно 2015 года, сетевая реклама растет медленней, а в регионах все по-разному. В Сибири и в Дальневосточном округе позиции радио традиционно очень сильны, а в некоторых других районах из-за ситуации в целом положение не столь стабильно. Форматы «Газпроммедиа Радио» чувствуют себя лучше, чем рынок в среднем, что объясняется, конечно, нашим опытом и уникальным набором форматов.

По Тюмени – ситуация стабильная. В 2015-м мы выровнялись. А с марта 2016 года ежемесячно прирастаем в рекламных доходах примерно на 6-8 %. Такие же цифры показывает Екатеринбург. По насыщенности fm-вещанием мы вообще в первой призовой тройке после Москвы и Питера. Это свидетельство перспектив развития радио или мы переоцениваем местный рынок?

– Рынки радио Екатеринбурга и Тюмени – это хорошие примеры того, как локальные станции, такие как легендарное радио Красная Армия или Радио Сити, могут конкурировать с федералами на аудиторном рынке. Рынки сами по себе непростые. Их емкости, при том, что тот же Екатеринбург – третий рынок после Москвы и Санкт-Петербурга, недостаточно. Можно сказать, что у нас многие, кто приходит в радиобизнес питают массу иллюзий. Эти иллюзии быстро проходят, но на рынке остаются абсолютно бесполезные форматы. На рынок это не влияет.

Как относиться к демпингу, противодействовать ему? Из 36 fm-станций в тюменском эфире успешных в коммерческом плане примерно 10. Станции в конце второго десятка готовы размещать рекламу бесплатно. Лидерам рынка держать цены на приемлемом уровне стоит неимоверных сил.

– Это рынок. Мы не можем никого насильно затащить в светлое будущее. Просто давайте мы, сильные, не будем демпинговать. Потеряем сейчас тысячу рублей, но завтра получим сто тысяч.

Крайне любопытная ситуация с поголовной сменой собственников самых рейтинговых федеральных радиостанций. Есть здесь трезвый расчет? Или больше недореализованных творческих амбиций?

– Все эти люди – владельцы СДС (Сибирского делового Союза), УГМК и Михаил Гуцериев – достаточно опытные бизнесмены и очень прагматичные люди. За каждой сделкой стоит определенная история.

В регионах тоже происходят сделки по купле – продаже радиостанций, мало кто о них что-то знает. Поделитесь информацией, если она у вас есть. По какому критерию мы можем и должны оценивать монетизацию, капитализацию радиоресурса?

– На локальных рынках цены сильно упали, хотя есть некоторые инвесторы, готовые иногда удивлять. Но в целом сделки точечные. В основном покупки носят или имиджевый характер, то есть без перспектив окупаемости или холдинги строят собственные филиалы.

И еще о региональном аспекте. Нас очень вдохновляют успехи «Авторадио» в Москве. Уже несколько лет вы там убедительно лидируете. Дайте совет, как нам повторить этот успех в Тюмени. Мы очень близко подошли к первой рейтинговой тройке тюменских станций. Как нам перескочить эту планку и выйти в призеры рейтинга?

– Да, вы действительно большие молодцы. На два пункта рейтинга улучшить позиции Авторадио – это победа. Мы планируем крупные федеральные акции в следующем году. Уверен, что мы всех удивим и порадуем наших друзей в регионах. Главный совет, который я могу дать: научитесь слышать свою аудиторию и идите туда, где вас ждут и понимают, почему рядом с тем или иным проектом стоит логотип «Авторадио». Очень важно понимать, что у «Авторадио» отличные перспективы – это перспективный формат в категории «прослушивание в автомобиле», где в основном и слушают радио.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter