14 декабря суббота
СЕЙЧАС -4°С

Страховка груза: право или навязанная услуга?

Поделиться

Илье нужно было перевезти вендинговый автомат в другой регион, и он не сразу заметил, что транспортная компания включила в накладные на отправку груза плату за страховку во время пути. Сотрудник транспортной компании не спрашивал его согласия на оформление страховки, эта сумма автоматически была занесена в платежку. Илья сомневается: законен ли этот сбор? Как будет рассчитываться сумма возмещения, если груз будет поврежден, ведь его оценка перед отправкой не производилась, и что будет считаться страховым случаем?

Фарид Мадани, генеральный директор ООО «Деловые линии»: «Действительно, мы запустили новую систему страхования груза, согласно которой все отправляемые грузы будут страховаться. Разработан беспрецедентно низкий тариф для грузов без объявленной стоимости и стоимостью до 1 млн рублей, без каких-либо франшиз. При этом урегулирование претензий происходит по одному документу, подтверждающему стоимость груза. Минимальные сроки урегулирования претензий удается обеспечить с помощью системы "одного окна" и обработки претензий в онлайн-режиме через сервис "Личный кабинет" на сайте транспортной компании.

Услуга страхования автоматически включается в приемную накладную без объявленной стоимости при оформлении перевозки, но не является обязательной. Генеральный договор страхования грузов, заключенный между ООО "Деловые Линии" и ООО "Группа "Ренессанс страхование", мы предоставляем по требованию. Данную услугу можно исключить по желанию клиента».

Владимир Тиняков, вице-президент группы «Ренессанс страхование»: «Страхование грузов – добровольный вид страхования, поэтому Илью с самого начала взаимоотношений по поводу отправки должны были спросить о том, желает ли он застраховать груз.

Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше самому задавать конкретный вопрос о том, существует ли услуга страхования грузов в транспортной компании и как она работает на практике. Если эта услуга возможна, то следующими шагами должны быть вопросы о цене страхования, на каких условиях страхуется груз (еще лучше почитать правила страхования грузов компании-страховщика), в какой компании, насколько финансово устойчив страховщик, располагает ли рейтингами надежности. После получения этой информации Илья сможет принять взвешенное решение о том, страховать ему свой груз или нет в данной компании.

Дополнительные вопросы являются весьма важными, так как:

  • цена страховки у разных страховых компаний может отличаться;
  • условия страхования (даже при одинаковом названии этих условий) также могут иметь отличия у разных страховщиков;
  • конечно, лучше воспользоваться услугами известной компании, которая не первый год присутствует на рынке и гарантированно выполнит взятые на себя обязательства. Зарекомендовавший себя на рынке игрок также сможет предложить оптимальную программу страхования, поможет выбрать действительно необходимый набор рисков и не переплатить за страховку. При наступлении страхового события выполнит взятые на себя обязательства в срок».

Корнева Мария, главный специалист Управления андеррайтинга страхования грузов АО «СОГАЗ»: «По российскому законодательству, страхование транспортировки грузов – добровольный вид страхования. Транспортная компания может заключить договор страхования в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Собственник груза будет обязан возместить транспортной компании расходы на страхование только в том случае, если ранее это условие было оговорено и зафиксировано в договоре на оказание услуг.

Поэтому рекомендуем более тщательно проверить договор с транспортной компанией, чтобы исключить дополнительные услуги, которые владельцу груза не требуются. И если эта услуга ранее не была включена в договор с транспортной компанией, то владелец груза имеет право не оплачивать страховую премию.

Если застрахованный груз будет поврежден в процессе транспортировки, то размер страховой выплаты будет определяться страховщиком на основании полученных документов и сведений, а также результатов осмотра груза. При этом страховая сумма не может превышать действительную стоимость груза, подтвержденную документально (товарно-транспортной накладной, договорами поставки, купли-продажи, перевозки или другими документами). А страховая выплата по случаям утраты или повреждения груза не может превышать соответствующую страховую сумму, указанную в договоре страхования. Если в договоре страхования установлены лимиты ответственности, франшиза, то и размер страховой выплаты определяется с учетом этих условий».

Анна Апушкинская, генеральный директор ООО «ГлавСтрахКонтроль»: «Попытка принудить покупателя понести дополнительные расходы на приобретение ненужных ему товаров и услуг, которые идут в дополнение к основным услугам, может расцениваться как нарушение прав потребителя.

Основным документом, который защищает права покупателей, является ФЗ "О защите прав потребителей".

В соответствии со статьей 16 данного закона продавец не имеет правя навязывать покупателю дополнительный товар или услугу, которые выступают в качестве дополнения к приобретаемым покупателем товарам или услугам.

В данной ситуации имеется явное нарушение закона о защите прав потребителей, так как перевозчик включает в свою непосредственную услугу – перевезти груз к месту назначения – дополнительную услугу – страхование этого самого груза.

В нашей стране страхование грузов является добровольным видом страхования. Потребитель сам решает, нужно ли ему страховать груз, на каких условиях, на какую сумму и в какой страховой компании.

Положения закона дают возможность признать подобные сделки недействительными, защищая тем самым финансовые интересы потребителей.

При этом недействительной признается не вся сделка, а только противоречащая интересам покупателя ее часть.

Все остальные части договора при этом остаются действующими и имеют юридическую силу.

Основные права потребителя в соответствии с законом:

  1. Свободный выбор.
  2. Отсутствие прямого либо косвенного принуждения.
  3. Исключение навязывания услуги (товара).
  4. Право на возмещение причиненных убытков.

В таких ситуациях необходимо письменно обратиться в Роспотребнадзор, а также в судебные органы для признания части договора недействительной и возврата денежных средств, уплаченных за навязанный товар или услугу, а также убытков, которые потребитель понес в результате такого навязывания.

Кроме того, я бы рекомендовала в подобных случаях в течение 3-х дней написать заявление в 2-х экземплярах о расторжении договора страхования и возврате страховой премии».

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Роман
4 дек 2015 в 10:32

Вообще-то если перевочик взял груз везти, то он итак отвечает за него, и в случае утери или повреждения обязан восполнить полную стоимость. и страхование груза нужно не отправителю а именно перевозчику. что бы снизить свои риски. так что хватит разводить людей. Другое дело что грузоперевозчик страхуя груз, включает стоимость страховки в стоимость перевозки. а разводить еще и отправителя на страховку, это уже традиция и выкачивание денег из людей.

Житель Перми
4 дек 2015 в 10:23

Перевозчик по закону несет ответственность за повреждение, недостачу, повреждение груза , произошедшие по его вине. )))
А тут за эти возможные риски клиент заранее платит(сам). Молодцы, что сказать.

убах
3 дек 2015 в 22:32

а нельзя ли эту страховку забить в цену тарифа на перевозку..чтобы не раздражать людей..и сами потом разбирайтесь со страховой
а то получается мы платим за перевозку и страхуем от чего или от какого случая?
потеряли груз дл выплатите..а из фонда страховки это будет или из зп грузчика самт решпйте