Больше года Россия живет в условиях специальной военной операции. За это время произошло много потрясений — как на бытовом, так и на общегосударственном уровне. Происходящая ситуация сильно отразилась на экономике. Многие международные компании покинули Россию. Санкции коснулись рынка коммерческой недвижимости. На несколько месяцев опустели отделы в торговых центрах, в том числе тюменских. Как это сказалось на их деятельности? Читайте в нашем разборе.
Кто ушел?
После начала спецоперации многие крупные бизнес-игроки заявили об уходе с российского рынка. Так поступили компания Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull&Bear, Stradivarius, Uterqüe), H&M, Mango, IKEA, SEPHORA, Levis и другие. Что повлекло за собой закрытие торговых площадей в ТРЦ. На месте некоторых из них спустя несколько месяцев открылись другие магазины.
В торговых центрах увеличились трафик и количество покупок
По словам Сергея Гусева, руководителя компании MALLTEAM, в первом квартале 2023 года наблюдается рост посещаемости в торговых центрах, находящихся под их управлением: в ТРЦ «Тюмень Сити Молл» (+10%), в ТРЦ «Матрешка» (+18%) по отношению к первому кварталу прошлого года.
— Поскольку мы наблюдаем увеличение трафика в торговых центрах, находящихся под нашим управлением, то можно сказать, что уход иностранных брендов значительно не отразился на деятельности ТРЦ. Покупатели переориентировались на товары российских торговых марок. Например, на площадке, которую ранее занимал H&M в ТРЦ «Тюмень Сити Молл», разместились сразу несколько магазинов. Среди них Sela, LOVE REPUBLIC, Funday, Demix, — рассказывает он.
Гусев отмечает, что растет и потребительская активность — количество покупок: за первый квартал 2023 года в ТРЦ «Тюмень Сити Молл» (+35%), в ТРЦ «Матрешка» — (+132%) по отношению к аналогичному периоду 2022 года.
— В первом квартале 2023 года средний чек в ТРЦ «Тюмень Сити Молл» увеличился на 17% по отношению к аналогичному периоду 2022 года, а в ТРЦ «Матрешка» мы наблюдаем иную ситуацию: несмотря на растущую потребительскую активность средний чек сократился. Это может говорить о том, что потребители выбирают более дешевые товары либо более рационально подходят к потреблению: покупают меньшее количество товаров, но с более высокой периодичностью, — констатирует собеседник.
Выручка ООО «Ириан», этому юрлицу принадлежат «Тюмень Сити Молл» и «Матрешка», в 2022 году составила 1 миллиард рублей (в 2021 году — 930,8 миллиона рублей), а чистая прибыль — 315,4 миллиона рублей (в 2021 году — 211,5 миллиона рублей). «Ириан», значит и торговые центры, принадлежит Александру Гайдукову и Игорю Бутакову. Также они владеют компанией «Страна Девелопмент» — одним из крупных застройщиков в Тюменской области. Девелоперская компания известна такими проектами, как ЖК «Европейский берег», «Звездный городок», «Сердце Сибири».
Люди предпочитают закупаться во время скидок
В ТРЦ «Кристалл» рассказали корреспонденту 72.RU, что в показателях посещаемости наблюдается небольшой, но стабильный прирост по сравнению с пандемийными годами — 2020–2022-м.
— В феврале-апреле 2022 года в связи с началом СВО в ТРЦ «Кристалл» приостановили работу около 20 магазинов, арендаторами площадей в которых являлись международные бренды. Некоторые из них полностью покинули российский рынок, другие сменили владельцев, название, провели реструктуризацию и остались работать на территории России, — сообщили в администрации торгово-развлекательного центра.
Там добавили, что большую часть освободившихся помещений заняли российские бренды ZARINA (магазин женской одежды, недавно выпустил мужскую коллекцию, на рынке — 30 лет); befree (молодежная одежда); Crockid (российский бренд детской одежды); HENDERSON (магазин мужской одежды) и другие.
Среди арендаторов оказались международные бренды, которые реструктуризировали свой бизнес и провели ребрендинг: магазины группы LPP — MO, Re, CR, XC — а также «ИЛЬ ДЕ БОТЭ», LS, «Мир кубиков», Motherbear, Sneaker Box и другие.
— ТРЦ «Кристалл» уделяет особое внимание пополнению линейки брендов, представленных в ТРЦ. Основная цель — привлечь и открыть уникальные магазины международных, российских и региональных брендов для нашего города и региона в целом. Спрос или интерес среди покупателей остается на хорошем уровне. Покупатели стали более рационально подходить к вопросу пополнения гардероба. Чаще всего они совершают покупки в период скидок и специальных предложений, — отметили в администрации торгово-развлекательного центра.
ТРЦ «Кристалл» принадлежит ООО «Стройпроект». Выручка в 2022 году составила 1,3 миллиарда рублей (годом ранее — 1,4 миллиарда рублей), а чистая прибыль — 490,1 миллиона рублей (739,8 миллиона рублей в 2021 году). Пост генерального директора занимает Татьяна Обыденова.
Как представители бизнеса реагировали на ситуацию в прошлом году, читайте в этом материале.
Недавно мы разговаривали с представителями бизнеса в сфере общепита. Они рассказали, как пережили 2022 год.
В России уже десять лет не растут реальные располагаемые доходы. Это те деньги, которые остаются на руках после обязательных платежей. Экономисты отмечают, что вопрос роста благосостояния в нашей стране не ставится с конца 2000-х годов. По их объяснениям, это невыгодно властям.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.