В Тюмени разгорелся спор между ОКБ № 1 и компанией из Петербурга «Национальная служба санитарной авиации», генеральный директор которой — Сергей Чемезов, работавший под руководством Владимира Путина. Суть спора — тендер на 141 миллион рублей на оказание услуг санитарной авиации. Несмотря на то что изначально «НССА» отказали в том, чтобы они оказывали эти услуги, компания всё же добилась победы в конкурсе, подвинув, таким образом, «ЮТэйр — Вертолетные услуги», которая оказывала медицинскую транспортировку в областной больнице последние два года.
С чего всё началось?
Тендер стоимостью свыше ста миллионов рублей объявили в ноябре прошлого года на сайте государственных закупок. В техническом задании предъявлен ряд требований — например, возможность обеспечения вылета судна в течение 30 минут летом и 60 — зимой.
— В состав работ входит доставка больных и медицинского персонала, доставка медицинских грузов. Эвакуация больных и перевозка медицинского персонала — с использованием специальных сидений, носилок для больных и санитарного оборудования для ухода за больными, — указано в конкурсной документации.
Выиграла контракт петербургская компания АО «НССА», предложив заплатить за свои услуги 139,9 миллиона. Но заключать с ней соглашение не стали — из-за отсутствия возможности базирования вертолетов недалеко от больниц.
АО «НССА» («Национальная служба санитарной авиации») создано по инициативе «Ростеха». Возглавляет компанию Александр Мацук — бывший глава ОНФ в Сахалинской области. Глава корпорации «Ростех» — бизнесмен Сергей Чемезов. Согласно ряду публикаций СМИ — приближенный к президенту России. Вместе с будущим главой страны они служили в ГДР, а в период с 1996 по 1999 год Чемезов работал в Управделами Президента РФ под руководством Путина.
По этой причине комиссия решила, что контракт отдадут второй компании, участвовавшей в конкурсе, — АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги». Но компания «НССА» решила оспаривать решение комиссии в УФАС, полагая, что оно незаконно.
«ЮТэйр — Вертолетные услуги» — дочерняя компания ПАО «Авиакомпания "ЮТэйр"». Акционерами последней являются правительства ХМАО-Югры и Тюменской области. Большая часть акций принадлежит АО «АК-Инвест». Возглавляет компанию Александр Стефанюк, входящий в Совет директоров материнской компании. Выручка «Вертолетных услуг» за 2020 год — 20,3 миллиарда рублей, прибыль — 212,5 миллиона.
В чём суть конфликта?
Причина, по которой отказались от услуг «НССА», — у победителя конкурса нет вертолетных площадок недалеко от больниц (в техническом задании к подрядчику предъявлены такие требования: не более 10 километров от тюменских ОКБ № 1 и ОКБ № 2, в Тобольске — не более 30 километров от города) с возможностью подъезда к ним машин скорой помощи.
Перед тем как начать закупку, в феврале 2021 года, заказчик направлял письмо в Росавиацию — запрашивал список посадочных площадок недалеко от больниц. Ни с одной из них, как оказалось позже, «НССА» не заключала договоры с владельцами и не могла размещать там санитарные вертолеты.
Письма направляли и владельцам площадок: «Транснефти», «Запсибнефтехиму» и «ЮТэйр-Инжиниринг». В итоге комиссия пришла к выводу, что «НССА» не сможет оказывать услуги и не подходит по требованиям, указанным в техническом задании.
Петербургская компания подала жалобу на отказ от заключения контракта. По их версии, все необходимые условия технического задания выполнены: есть договоренность с тобольским аэропортом, который находится недалеко от города, транспортировка тяжелых больных может осуществляться с территории Тюменской областной больницы.
— Считаем, что при проведении конкурса были созданы неправомочные преференции одному из участников, в данном случае — АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги», что противоречит порядку проведения конкурсных процедур, закрепленному в российском законодательстве. Федеральная антимонопольная служба приняла обоснованное законодательством решение и подтвердила, что наша победа в конкурсе не может быть оспорена. Справедливость восстановлена, и мы полностью готовы к началу выполнения всех обязательств по контракту на предоставление услуг санитарной авиации в Тюменской области, — ответили на запрос 72.RU в «НССА».
После жалобы УФАС отменило решение конкурсной комиссии и обязало заключить контракт на услуги санитарной авиации с «НССА».
В конце 2021 года впервые в конкурсе по такому виду закупки появилась конкуренция. До этого два года подряд контракты выигрывала компания «ЮТэйр — Вертолетные услуги». Общая сумма контрактов, по данным сайта госзакупок, — более 276 миллионов рублей.
Ранее мы писали о главных конфликтах 2021 года — там депутат-браконьер, орущий полицейский и неадекватные начальники.