После громкой истории с отравлением тюменцев суррогатным алкоголем в редакцию стали поступать письма от женщин, которые тоже работали в магазинах у дома и не понаслышке знают, как нелицензионная продукция оказывается под прилавком, а позже и в руках покупателей. Своей историей с нами поделилась жительница города. Она месяц работала в подобной торговой точке на Чернышевского и уволилась, узнав на деле условия работы. Она считает, что продавцов буквально вынуждают нарушать закон. Как и почему женщины за крохотную зарплату соглашаются на это? Читайте в авторской колонке тюменки.
Я устроилась в магазин индивидуального предпринимателя год назад. Это обычная торговая точка на Чернышевского, каких по городу сотни, а может, и больше. Это небольшое помещение с прилавками, от потолка до пола заваленными разными товарами. Причем ни о каких нормах соседства продуктов здесь, кажется, даже не слышали. Макаронные изделия с жучками, в помещении такая грязь, что от запаха под пакетами невольно кривишь лицо. Перед закрытием товары без разбору сбрасывают в одну телегу, чтобы продавцы смогли протереть полки с уксусным раствором. А в завершение уборки — дихлофос. Наутро полки вновь обрастают продуктами. Но эта антисанитария — еще не всё.
При трудоустройстве у меня спросили только паспорт. Официально никто в этом магазине не работал. Никаких вам медицинских и трудовых книжек. Я удивилась, конечно, но сразу не развернулась и не ушла. Мне нужно было зарабатывать. Хотя про «зарабатывать» я погорячилась. Зарплата продавца из магазина у дома маленькая — всего 21 тысяча рублей. При этом и за это скромное вознаграждение мне пришлось побороться. Об этом немного позже. А сейчас про то, из чего складывается зарплата простого продавца.
Это, как правило, крошечная ставка в 1200 рублей за смену, проценты за проданный бонусный товар и, конечно, казахстанскую водку и сигареты. Коробку с контрафактом мне ставили прямо под ноги. Остальное прятали на складе.
Чтобы получить паленку или сигареты за 50 рублей, нужно затесаться в условный список своих и сказать кодовую фразу: «По 150 одну или несколько». Это цена за бутылку. Продавец всё понимает без лишних слов и ныряет под прилавок. И хотя товар нелицензионный, в нашем магазине всё равно был учет водки. Мы пробивали ее на кассе без наименования товара, указывалась только цена.
За день у нас, бывало, уходило по 1,5 ящика водки. Когда товар заканчивался, заведующая тут же заказывала новую партию. У кого — не знаю. К магазину просто приезжал мужчина, оставлял товар и исчезал.
Рядом с нашим магазином работал еще один подобный. Там продавали спирт в маленьких бутылочках. И вот однажды к нам пришел мужчина, я так поняла, что он был в числе своих. И намекнул, мол, нас сдали и скоро придут с контрольной закупкой. Заведующая сразу приказала продавцам не отдавать чеки за водку по 150 рублей. Ведь без чеканки доказать, что паленку купили именно у нас, очень трудно. Работали мы до одиннадцати часов вечера. И до самого закрытия продавали водку. Но осторожно: только в черном пакете и когда никого, кроме покупателя, нет.
Зачем же продавцы соглашаются на такой риск? Всё очень просто. На них вешают сумасшедшие суммы недостачи. Я проработала в этом магазине всего месяц, но была шокирована тем, сколько у нас «украли» и какой счет разделили между продавцами.
За неделю до моего ухода в магазине проводили учет. И недостача сначала составила 86 тысяч рублей, а наутро стала 150 тысяч рублей. Я возмутилась. Невозможно на столько украсть из магазина, где товара — на меньшую сумму. Но разговоры резко пресекались. Спорить с руководством было нельзя.
Из-за этой ситуации мне и пришлось добиваться выплаты зарплаты. Забрать деньги удалось только после того, как я пригрозила обращением в трудовую инспекцию и суд. Удалось решить всё мирным путем. Но у другого продавца, которая увольнялась позже меня, так выпутаться не получилось. Ее заставили написать расписку, что она должна заплатить магазину 40 тысяч рублей.
Этот магазин произвел на меня неизгладимое впечатление. Почему-то не верится, что сейчас там что-то изменилось.
Вы сталкивались с ситуацией, когда на работе заставляли нарушать закон?
Ранее мы публиковали откровения тюменцев, которые сталкивались на работе с тиранией и безнаказанностью. Почитайте про детский сад «строгого режима» и ежедневные унижения сотрудников университета.