Какие изменения произошли в банковском бизнесе в 2021 году? Что происходит на рынке ипотечного кредитования? Какие тренды в банковской рознице ждут нас в скором времени и как банки отвечают на новые вызовы — ответы на эти и другие вопросы прозвучали на пресс-конференции ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Спикером выступил Станислав Тывес, заместитель председателя правления, руководитель розничного блока банка. Послепандемийные итоги и прогнозы на ближайшее будущее — в нашем материале.
Банковская эволюция 2020–2021 — диджитализация, бум кредитования и безбумажный офис
Пандемия дала колоссальный рывок в развитии дистанционного банковского обслуживания. Банки и раньше постепенно занимались цифровизацией, но в 2020-м им пришлось максимально ускориться. Клиенты активно переходили из отделений в электронные форматы взаимодействия, и банкам необходимо было обеспечить их максимально функциональным сервисом.
Подача заявок на открытие карт и накопительных счетов онлайн — всё это стало возможным. По словам эксперта, банки сделали большой шаг и в сфере курьерской доставки. К примеру, свыше половины заявок на открытие новой карты «Прибыль» в Уралсиб поступало онлайн, а не из отделений, и большая часть клиентов выбирали доставку карты на дом с курьером. Важно было грамотно свести все удаленные процессы воедино, что банку в полной мере удалось. В сентябре 2021-го банк также презентовал возможность получения виртуальной цифровой карты, которую можно оформить, завести в онлайн-банк и в кошелек на телефоне буквально за считаные минуты. В будущем такие цифровые продукты будут только развиваться.
Кроме того, диджитализация многих процессов сделала доступными дистанционные сделки с недвижимостью: клиенту не надо ходить ни к застройщику, ни в банк, и сделка, и регистрация происходит онлайн. И доля таких безбумажных кредитов продолжает расти.
Ипотека — ждать или брать?
Во время локдауна кредитная активность граждан снизилась, в результате чего начал формироваться отложенный спрос. И уже в 2021-м банкиры увидели серьезный рост кредитных портфелей, отрасль показала рекордные цифры по объему выдач. Этому в немалой степени поспособствовала государственная программа льготной ипотеки.
2020-й и первая половина 2021-го практически для всего рынка проходили под знаком льготной ипотеки. В Банке Уралсиб за это время предоставили льготных кредитов более 10 000 семей на общую сумму в 35 млрд рублей.
После изменений, внесенных в антикризисную программу летом этого года, в банке видят некоторое падение объема выдач. С учетом роста цен на недвижимость и роста ключевой ставки ЦБ, повлекшего повышение ставок по ипотеке, пыл у потенциальных заемщиков несколько охладился. Но рынок продолжает расти, и банк остается надежным помощником в решении жилищной проблемы.
Хотя в этом году на снижение ставок по ипотекам банкиры не рассчитывают, на горизонте 2–3 лет у них есть основания полагать, что это произойдет. По словам Станислава Тывеса, если покупка квартиры — дело несрочное, можно и подождать. Но, если решить жилищный вопрос нужно срочно (например, в течение года), — не стоит медлить. В любом случае льготная ипотека — удачный инструмент для этого.
Доходные инструменты — какие тенденции?
— С учетом того, что ключевая ставка растет, мы наблюдаем переток из депозитов в иные форматы накопления. Например, дебетовые карты с ежедневным начислением процентов на остаток. Такие, как наш флагманский карточный продукт — карта «Прибыль» с высоким процентом на остаток (карта вошла в тройку лучших доходных карт по версии портала Банки.ру) и кешбэком за покупки. Напомним, что карту можно заказать онлайн и получить курьерской доставкой.
— Мы серьезно вкладываемся в развитие этого продукта. Это выгодно всем. Когда больше знаешь о клиенте, можешь предложить ему только нужное. Когда клиент просто держит деньги на вкладе, ты не сильно много про него знаешь. Когда он тратит деньги по карте, мы получаем о нем представление и можем сформировать для него подходящие предложения.
Также активно развивается интерес к инвестиционным продуктам. В Уралсибе отмечают рост брокерских счетов, вложений в акции и облигации. По мнению Станислава Тывеса, это направление будет только набирать популярность.
Останутся ли офисы банков?
Цифровизация требует серьезных расходов: на технологическую инфраструктуру и разработчиков, которые пишут код. Банки охотятся за хорошими программистами. От IT-профессионалов зависит, насколько быстро развиваются диджитал-сервисы. И чем сильнее эти специалисты, тем сильнее банк.
Диджитал-присутствие выходит дороже физического, рассказал Станислав Тывес. Но с высокой конкуренцией на рынке нельзя стоять в стороне. За 2021 год Уралсиб сократит порядка 30 точек продаж, бросив силы и инвестиции в IT и цифровизацию.
— Но речи о полном закрытии сети не идет. Офисы Уралсиба останутся. Большее значение будет иметь экспертность. Клиенты смогут приходить в отделения, чтобы поговорить и проконсультироваться. Стандартные же продукты — дебетовые карты и кредиты — максимально уйдут в цифровой формат.
По мнению Станислава Тывеса, основными трендами на ближайшее десятилетие останутся цифровизация и улучшение клиентского пути.
— Сейчас идет борьба за то, сколько кнопок надо нажать в приложении. И чем меньше манипуляций, тем больше вероятность, что клиент вернется. На первый план выходит качество цифрового сервиса, кастомизация, удобство и профессионализм в консультациях банкиров. Конкурировать придется не столько ценой, сколько качеством процессов. Поэтому ценовая война сохранится, но она уходит на второй план.
ПАО «Банк Уралсиб».