Рубрика «Маленький, но гордый бизнес», которую мы запустили в поддержку тюменских предпринимателей, продолжается. Каждую среду мы делимся с вами историями успехов и провалов владельцев мини- и микропредприятий. Это не глянцевые истории успеха, а откровенные рассказы людей, которые нашли себе занятие по душе и развивают его — несмотря ни на что.
В предыдущих выпусках рубрики вы узнали, что нужно для открытия своей фермы по разведению австралийских раков и как запустить собственную IT-школу. Сегодня предлагаем вам побывать в гостях у тюменской мастерской вкуса, где делают вкусные и полезные десерты по секретным рецептам. Начинаем прямо сейчас!
Вместо предисловия
Юрий Жук, герой этого выпуска нашей рубрики, предпринимателем был не всегда. Относительно недавно он и представить не мог, что будет управлять коллективом, просчитывать риски и брать на себя груз ответственности. После окончания столичного вуза дипломированный эколог понял, что ему необходимо получить серьезное духовное образование. Некоторое время в статусе послушника Юрий отучился в академии и потом жил при храме.
— В какой-то момент я понял, что мне нужно становиться семейным человеком. Это уже другой уровень существования: нужно зарабатывать деньги, нести ценности в люди — через дела, через бизнес. Сейчас мы хотим понимание ценностей, связанных с правильным отношением к жизни и людям, нести в массы. Хотим их реализовать в экономически эффективном проекте. С переменным успехом это у нас получается, — так начал свой рассказ Юрий Жук.
Что общего между тюменскими десертами и польским художником-авангардистом
— Мастерская вкуса Molevich началась 2,5 года назад с названия. История довольно простая, как и придумывается всё гениальное. Знаете, Ньютону упало яблоко, Менделееву приснилось. Мы как раз думали, как называться, чем заниматься. Однажды моя супруга гуляла с собакой и ей пришла в голову идея названия нашего будущего дела. Она случайно, по ошибке, написала «Малевич» через букву «О». Я написал латиницей и понял, что звучит и выглядит очень круто, — продолжил наш собеседник.
После семья Жук стала вместе размышлять, какие смыслы стоят за придуманным словом. Но держит это в секрете.
— В любом случае связано в Казимиром Севериновичем Малевичем, который является основоположником супрематизма. Он реформатор в сфере искусства. Его гениальность — в простоте. В простоте форм, в простоте цветов. И Molevich — это тоже некая реформа. Это искусство, это творчество, которое можно есть. Хотим нести какие-то ценности, связанные с каким-то другим настроением, с другим отношением к еде. К искусству, кухне. Потому что мы понимаем, что культура принятия пищи — это такая вещь, которая пропадает, фактически исчезает. Важно, чтобы еда на превращалась просто в потребление калорий или подтверждение своего статуса (например, в ресторан сходить), — рассуждает предприниматель.
Сначала были чебуреки. И плов
Не всегда в Molevich делали десерты самостоятельно. Да и начиналась вкусная история вовсе не с них. На старте Юрий попросил знакомых изготовить партию полезных сладостей и отправился продавать их на известной городской ярмарке. Сладости тогда выглядели совсем иначе, на вкус были другие, но стало ясно: спрос есть.
— Первое лето мы провели на фестивалях. Ездили по всей стране и просто людей всем кормили. Делали плов в казане, чебуреки с сыром. Поняли, что нам нравится готовить для других, получая взамен какие-то невероятные эмоции. Конечно, мы делали это не бесплатно, но слышали миллион благодарностей от незнакомцев. Мы поняли, что нам нравится ездить и готовить на фестивалях, но заработать на этом будет крайне сложно. Решили, что нужно сосредоточиться на чем-то одном и это будут десерты, — вспоминает Юрий Жук.
Когда фестивали закончились, тюменец со своей тогда еще будущей женой только начали жить вместе. Чтобы запустить свое дело, потребовалось рабочее пространство.
— Дом — это пространство для отдыха. Просто, когда просыпаешься утром и тут же начинаешь работать, обедаешь, спишь и так по кругу, это не очень круто. Я понял: чтобы мне развиваться, нужен офис. Когда нашли объявление об аренде, сразу почувствовали, что нужно проверить этот вариант. Пожадничали звонить риелтору, я вычислил через поисковик, где находится помещение, приехали сюда. Нашли номер телефона и созвонились с владельцем. Договорились, — продолжил рассказ Юрий. — Я нашел человека, который умеет делать полезные десерты, он довел имеющиеся у нас рецепты до ума. И понеслось: пошли заказы, привозили наши угощения на различные мероприятия. Это было 1,5 года назад.
Деньги для старта (оно нам надо?)
— Нам не понадобился стартовый капитал. Я просто заказал у ребят сладости, продал их, заработал энную сумму денег. На эти деньги снял помещение с производством, привлек человека. Он приготовил еще десерты, я пошел и продал. И так пошло. Потом сотрудников стало двое, трое. Пять, десять. По нарастающей, — говорит бизнесмен. — Многие говорят, что нужно привлекать инвестиции. Я с этим согласен. Но нужно привлекать тогда и столько, сколько ты можешь почувствовать денег. То есть если я уже имел дело с одним, двумя, тремя миллионами, то я могу привлечь сумму порядка миллиона. Но если мне предлагают 10 миллионов, то они мне не нужны. Зачем?
Самоизоляция и новый старт
Карантин застал предпринимателя врасплох, и вот почему. До этого он никогда не реализовывал свою продукцию через интернет на постоянной основе. Да, есть заказы из других регионов, но всё-таки основную массу продукции вместе с командой он продавал офлайн.
— Мы прямо перед карантином всё законсервировали. Всем сказали: «Ребята, ну всё». Мы уже почувствовали, к чему дело близится, и при этом было понимание, что нужен какой-то пересмотр. Все с этим согласились, и как-то мы разошлись. Сейчас мы заново пересобираем команду. У нас заново в полном объеме возобновилось производство десертов. Почему на время закрывались? Мы никогда толком не работали онлайн, никогда не было осознанного маркетинга. А различные события одно за другим стали отменяться. Просто ездили по мероприятиям, и этого нам хватало, — объяснил Юрий Жук. И продолжил. — Сейчас мы на распутье: на чем сосредоточиться. Если ситуация позволит собирать команду, ездить по городам, бывать на фестивалях, то мы так и сделаем. И будем учиться объяснять нашим гостям, что нашу продукцию можно всегда заказать онлайн, даже если вдруг начнется вторая или третья волна карантина.
Сейчас предприниматель получает бизнес-образование, вникает в то, как устроены все процессы. Признается, что личные успехи его вдохновляют. Обязательно внесет в устройство своей мастерской что-то новое с точки зрения управленческого учета. Цель стоит серьезная: чтобы дело развивалось, масштабировалось, росло.
Это всё вам
— Хочется пожелать, чтобы вы находили в себе внутренние силы и искренность для того, чтобы во все ваши начинания, дела, аспекты жизни вкладывать себя. Свое творчество. Вкладывать свою душу, свой интерес. Не становиться какими-то рабами, заложниками системы или каких-то обязательств. Если я иду на работу, значит я люблю эту работу. Пусть, может быть, мне иногда что-то не нравится, но я это люблю. Это мой выбор, но его всегда можно поменять. Давайте впустим любовь в наши дела, в наши семьи, детей, хобби, творчество, спорт. И мы будем счастливыми людьми. Ждем позитивной обратной связи, хоть зачастую на 72.RU вы (комментаторы. — Прим. ред.) пишете плохие вещи, давайте напишем что-то доброе. Чтобы съемочная команда, работающая над этим материалом, улыбалась, — подытожил предприниматель, создавший свое вкусное дело.
Всегда ждём от вас фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями. Присылайте их на нашу редакционную почту 72@rugion.ru и в WhatsApp, Viber или Telegram на номер +7 919 922–88–82.