Сейчас динамика курса рубля определяется в основном двумя факторами: настроением инвесторов на международных рынках и реальным состоянием экономик США, Китая и европейских стран. В последнее время основным источником негативных новостей является Европа, где политики безуспешно пытаются договориться о дальнейших действиях по спасению периферийных стран. Инвесторы, разочарованные отсутствием каких-либо результатов и напуганные перспективой развала всего Евросоюза, переводят средства в более безопасные активы – в основном государственные облигации США, Японии, Швейцарии и Германии, в результате стоимость активов и курсы валют в развивающихся странах оказываются под давлением.
Похожую картину можно было наблюдать в августе-сентябре прошлого года, когда рубль потерял по отношению к доллару почти 20%, в то же время цена на нефть марки Brent оставалась на уровне 100-110 долларов за баррель. Такое развитие ситуации больше определяется спекулятивным поведением, имеет краткосрочный эффект и не оказывает сильного влияния на реальную экономику, хотя и может привести к падению обменного курса, увеличению оттока капитала и высокой волатильности на фондовых рынках. Вторым и более серьезным фактором является состояние экономик в развивающихся и развитых странах. В случае замедления экономического роста в Китае или стагнации в США произойдет существенная коррекция цен на сырьевых рынках и в том числе нефти. Так как многие макроэкономические показатели в России напрямую зависят от цены на нефть, то сильное падение цены может привести к более глубокой коррекции, исчерпанию резервных фондов, сокращению государственных расходов и росту безработицы, и, как следствие, к более длительной и болезненной рецессии.
Развитие ситуации в Европе будет во многом зависеть от того, смогут ли политики найти устраивающее всех решение. Во многом текущая ситуация в Европе обусловлена не только финансовым, но и политическим кризисом, так как разобщенность политиков не дает им выработать единый действенный механизм и приводит к тому, что постоянно принимаются малоэффективные полумеры, которые способны поддержать ситуацию на текущем уровне, но не могут разрешить саму проблему.
Возможны два варианта развития событий. Первый и наиболее вероятный заключается в том, что процесс выхода из кризиса будет достаточно медленный и болезненный, при этом политики будет вынуждены принимать компромиссные решения под давлением рынков и угрозы распада всего ЕС. При таком сценарии высокая волатильность и неопределенность на рынках будет сохраняться в ближайшие несколько лет, и это будет оказывать негативный эффект на экономический рост. Второй вариант предполагает неконтролируемый распад Евросоюза, при котором Греция, а в дальнейшем Португалия и Испания будут вынуждены покинуть единый союз. Это может произойти в случае дальнейшего ухудшения ситуации в Греции, где экономика продолжает сокращаться четвертый год подряд, а политическая система находится на гране коллапса. В случае прихода к власти радикально настроенных партий, которые высказываются за отказ от ранее принятых требований ЕЦБ, Греция окажется отрезанной от международной помощи и будет вынуждена отказаться от единой валюты. В этом случае кризис будет намного более разрушительным, но после его завершения экономики стран смогут вернуться на положительную траекторию роста.
Ситуация с ликвидностью в банковском секторе остается достаточно напряженной, но это в большей степени связано с внутренними факторами, чем с развитием ситуации на международных рынках. Рост кредитования существенно опережает прирост депозитной базы, и многие банки столкнулись с нехваткой долгосрочного фондирования. В то же время, для того чтобы достичь поставленной цели по инфляции в этом году – 5-6%, Банк России придерживается достаточно умеренной монетарной политики, сохраняя ставку рефинансирования на текущем уровне с декабря прошлого года. Из-за высокой волатильности на фондовых рынках банки ограничены в привлечении долгового капитала и вынуждены больше полагаться на внутренние ресурсы. Таким образом, дефицит ликвидности вызван в большей степени слишком быстрым ростом кредитования, чем внешними проблемами. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию на денежном рынке и удержать краткосрочные ставки на фиксированном уровне, Центробанк значительно увеличил объемы предоставляемой ликвидности через операции РЕПО.
Для того чтобы поддерживать текущие темпы роста кредитования, банки будут вынуждены привлекать дополнительное фондирование. Из-за нестабильности на глобальных рынках банки будут вынуждены больше полагаться на депозиты, в результате чего конкуренция за вкладчиков приведет к дальнейшему росту ставок по вкладам. Динамика выдачи кредитов сильно зависит от сезонных факторов, так как летом активность снижается, а осенью и в конце года кредитование набирает обороты. Таким образом, некоторое повышение ставок можно ожидать ближе к осени, когда банкам понадобится дополнительная ликвидность.
Если не ставить перед собой цели заработать на спекулятивных колебаниях обменного курса, то стоит придерживаться достаточно консервативной стратегии. Все зависит от сроков и целей сбережений, если деньги могут понадобиться в течение одного-двух лет, то имеет смысл хранить сбережения на рублевых депозитах, так как ним можно получить максимальный процент, на данный момент превышающий инфляцию, а также избежать валютных рисков. Если срок более длительный, рекомендуется держать некоторую часть средств в валюте и в золоте, в качестве страховки на случай серьезного ухудшения состояния мировой экономики и падения стоимости рубля в долгосрочной перспективе. Если же речь идет о больших суммах и сроках от десяти лет, необходимо рассматривать более широкий набор активов для инвестирования, включающий в себя акции российских и зарубежных компаний, недвижимость, различные смешанные фонды.
Родион ЛОМИВОРОТОВ, начальник отдела макроэкономических исследований ОТП Банка