Бизнес Лизинг возвращается

Лизинг возвращается

Спрос на услуги лизинга постепенно возвращается на докризисный уровень. Пару лет назад объемы рынка сократились в несколько раз, эксперты считают, что это имело позитивный «очищающий» эффект для отрасли в целом. В 2011 году клиенты стали более разборчивым

Спрос на услуги лизинга постепенно возвращается на докризисный уровень. Пару лет назад объемы рынка сократились в несколько раз, эксперты считают, что это имело позитивный «очищающий» эффект для отрасли в целом.

В 2011 году клиенты стали более разборчивыми, а лизинговые компании предъявляют к ним более строгие требования.

Недавно подведенные по отрасли итоги 2010 года (РА «Эксперт») превзошли все ожидания и по объему, и по количеству сделок. По прогнозу РА «Эксперт», в 2011 году объем новых сделок увеличится на 10–15% и составит 350–370 миллиардов рублей.

На деле, считают специалисты отрасли, сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом – до 725 миллиардов рублей.

В целом, результаты 2010 года можно сравнить с динамичным 2007 годом.

Лизинг постоянно сравнивают с кредитом, сопоставляя сумму переплаты по кредиту и по лизингу, то есть процент по кредиту и процент удорожания. Это не совсем правильно, так как все перечисленные лизинговые платежи в полном объеме относятся на затраты компании, позволяя бизнесу в рамках действующего закона экономить на налоге на прибыль. Тогда как, например, в кредите на затраты относятся только проценты по кредиту, а основной долг уплачивается из прибыли предприятия.

Таким образом, при расчете суммы вознаграждения, уплаченной лизинговой компании, необходимо обязательно учитывать, сколько в итоге денежных средств было не уплачено в виде налога на прибыль в течение всего срока финансовой аренды. Именно разница сумм вознаграждения и экономии на прибыль и будет являться фактической «переплатой». Кроме этого, при определенных условиях (например, аванс 50%) лизинг не требует истории ведения банковского счета и оборотов по нему, дополнительных залогов и других дополнительных требований, часто выдвигаемых банками при предоставлении кредитов на покупку транспорта или оборудования. В лизинге чаще сроки оказываются длиннее, а авансы меньше, чем размеры дисконтов при оценке залогов в банке.

Для компаний, использующих транспорт в своей деятельности, важна экономия на административных издержках: нет необходимости самостоятельно регистрировать автомобили и проходить государственный техосмотр, искать проверенные страховые компаний и тратить время и нервы на получение страховых возмещений. Предприятия, покупающие служебные автомобили в лизинг, также экономят на ведении бухгалтерии и отсутствии учета и отчетности по налогам, что позволяет не увеличивать штат административного персонала при росте автомобилей в пользовании.

В 2009 году экономический кризис значительно снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансовых ресурсов для заключения новых сделок. Многие банки в разгар кризиса приостановили кредитование, остальные значительно увеличили размер ставок по кредитам. Как отмечает ведущий экономист ООО «Западно-Сибирская лизинговая компания» Владимир Романцов, резко сократился спрос на услуги лизинговых компаний даже со стороны постоянных клиентов.

«Потребители испытывали, с одной стороны, снижение объемов продаж/работ, с другой стороны кредитующие организации в одностороннем порядке увеличили размер процентных ставок по действующим кредитам, что еще больше усугубило финансовое положение лизингополучателей», – пояснил Владимир Романцов. С другой стороны, многие лизингополучатели также пострадали от кризиса и не смогли выполнять свои обязательства по лизинговым платежам. Они были вынуждены изымать имущество, сдавать его в аренду или организовывать реализацию, что породило новые проблемы с продажей конфиската. Реализовать имущество без финансовых потерь при практически полном отсутствии спроса –достаточно сложная задача.

По оценкам экспертов, объемы сегмента лизинга всего за год сократились в три–четыре раза. В настоящее время ситуация выравнивается, но докризисных показателей достичь получится не ранее чем через год-два, прогнозирует Владимир Романцов.

После кризиса значительно ужесточились требования к лизинговым компаниям как к заемщикам, рассказала менеджер лизинговой компании Europlan Екатерина Реброва.

«Банкиры стали обращать внимание на капитализацию лизингодателей, их системы дистрибуции, их кредитную политику и диверсификацию по предметам лизинга, отраслям, регионам, страховщикам и т.д. В 2009 году на лизинговые компании у банков просто не осталось денег. Роль банковских кредитов не снизилась, просто деактивировался сам рынок и возросла доля собственных средств. На что лизинговая отрасль отреагировала простым снижением объемов финансирования клиентов, так как российским лизингодателям пока не доступны альтернативные источники фондирования, скажем, облигации. Из российских банков наибольшие возможности долгосрочного кредитования в рублях получили государственные банки. Они были наиболее активными кредиторами лизинговых компаний в 2010 году», – пояснила Екатерина Реброва.

Больше всех от кризиса пострадали компании, наращивающие до кризиса свои портфели любой ценой, без должной проверки своих контрагентов. Масса неплатежей повлекла к банкротству таких лизингодателей, что собственно имело и положительный «очищающий» эффект для лизингового рынка в целом.

Минимальными потерями обошлись лизинговые компании, имеющие в рядах своих учредителей надежные банки. И те, у кого был наименее рисковый лизинговый портфель, сформированный по большей части за счет эффективной политики принятия решения о финансировании, отдающей предпочтение критерию финансовой стабильности своих клиентов. Значительный вклад в сохранение стабильности лизингового портфеля внесла хорошо продуманная работа с проблемными клиентами, считает Владимир Романцов.

Например, в лизинговом портфеле «ЮТэйр-Лизинг» наибольшую долю занимают договоры с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ее дочерними структурами, которые являлись гарантом своевременных платежей, благодаря этому компании удалось преодолеть кризис достаточно безболезненно. Наиболее «стрессоутойчивым» сегментом оказался автолизинг. Он стал единственным сегментом, показавшим рост по итогам 2008–2009 годов и наименьшее падение по количеству заключенных контрактов в 2010 году.

В 2009 году из восьмидесяти автолизинговых компаний (заключивших хотя бы одну сделку автолизинга) уже в первом квартале осталось только 27. В 2010 году количество участников снова вернулось примерно к восьмидесяти. Полностью обанкротились лишь пара компаний. «Мы остались верны выбранному 12 лет назад направлению розничного лизинга. В 2011 мы наблюдаем значительный рост бизнеса, к которому мы подготовились еще во время кризиса. Менеджмент адекватно отреагировал на спад 2009 года, не сокращая персонал, региональную сеть, продолжая работать с новыми источниками финансирования», – подчеркнула Екатерина Реброва.

Она отмечает еще одну тенденцию в отрасли: в условиях спада на рынок вышли государственные лизинговые компаний в традиционно рыночный сегмент автомобильного лизинга. «Сейчас мы наблюдаем агрессивную политику лизингодателей с государственным участием, имеющих более дешевое, чем у рыночных участников рынка фондирование. Немыслимо, но на долю лизинговых государственных компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году пришлось почти 50 процентов объема нового бизнеса», – констатировала представитель Europlan.

После кризиса значительно снизилась стоимость договоров, прежде всего, за счет снижения ставок по банковским кредитам, а так же за счет того, что лизинговые компании для наращивания изрядно «похудевших» портфелей снизили свою маржу. В то же время ужесточились требования к лизингополучателям – запрашивается большее дополнительное обеспечение по сделкам (поручительства, залоги), проводится более тщательный финансовый анализ. Также многие лизинговые компании временно перестали работать с низколиквидным имуществом. Сейчас условия вернулись к докризисным показателям.

Одна из проблем отрасли в том, что лизинг как финансовый инструмент слабо развит в России в отличие от европейских стран. В Европе он составляет около 20% от объема кредитного рынка, а в России – 5,5%. Также эксперты отмечают, отмену применения коэффициента ускоренной амортизации имущества к наиболее ходовым амортизационным группам, к которым, прежде всего, относятся легковые автомобили и нефтедобывающее оборудование – одни из основных сегментов лизингового портфеля, до изменения законодательства.

Основной задачей рынка в 2011 году остается поиск надежных платежеспособных лизингополучателей и привлечение новых клиентов и наращивания объема новых сделок. На данный момент клиент лизинговых компаний стал очень «разборчив» в предлагаемых услугах главным образом из-за того, что предложение услуг больше, чем спрос на них. В то же время лизинговые компании применяют более жесткие требования к своим клиентам, в сравнении с докризисным периодом.

Сейчас бизнес активно пользуется услугами лизинговых компаний, наблюдается рост спроса со стороны лизингополучателей, работающих в самых разных сегментах рынка: от авиации до предприятий общественного питания. Сами лизингополучатели различаются по профилю – от крупнейших мировых банков до небольших семейных предприятий. Более 75% компаний, лизингополучателей Europlan, имеют численность сотрудников менее 100 человек. До 10% от общего числа лизингополучателей – индивидуальные частные предприниматели. Среди клиентов ООО «ЮТэйр-Лизинг» наибольшую долю занимают крупные клиенты – это ведущие аэропорты страны, авиакомпании и нефтегазовые компании.

В Europlan фиксируют активный рост объемов сделок по лизингу автомобилей. Потребности бизнеса в автотранспорте или его замене никуда с кризисом не улетучились, наоборот возросли после полуторагодовой паузы. Соответственно, вместе с ростом спроса на машины увеличивается потребность в том, чтобы находить для этих приобретений финансирование. Лизинг, делает покупку транспорта более доступной и экономичной для организаций и индивидуальных частных предпринимателей, способствуя, таким образом, росту данного рынка.

Перспективы для развития лизинговых услуг однозначно есть, и есть необходимость в развитии производства с использованием механизма лизинга, а в случае, если макроэкономическая ситуация продолжит стабилизироваться, рынок лизинга продолжит увеличение объемов и темпов своего роста, однако о каких-либо цифрах говорить пока рано, прогнозирует Владимир Романцов.

По прогнозам специалистов, рынок лизинга автотранспорта вырастет еще на 30%. В Europlan готовятся бить собственные рекорды. «В текущем году мы планируем повышать капитализацию и эффективность лизингового бизнеса. Мы также уверены, что наш рекорд 2008 года в 15 тысяч 106 переданных в лизинг автомобилей будет превзойден и составит порядка 16 тысяч транспортных средств на 1 января 2012 года», – поделилась Екатерина Реброва.

Специалисты «ЮТэйр-Лизинг» ожидают, что отрасль будет продолжать расти темпами, близкими к общему росту экономики.

Предложение лизинговых компаний Тюмени*

Фото: Иллюстрация с сайта Llcwizard.com, видео Дениса ФИЛИППОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем