На днях коллегия судей Высшего арбитражного суда постановила, что отныне Банк России сможет отзывать лицензии у кредитных организации даже в том случае, если допущенные нарушения не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. То есть фактически регулятор сможет лишать банки лицензий по формальным признакам.
Такое решение было принято в ходе рассмотрения иска «Русского Банка Делового Сотрудничества» (РБДС). Особенность данного судебно разбирательства состоит в том, что владелец кредитной организации Сергей Таболин является единственным клиентом банка. В ходе проведения капитального ремонта в помещении банка, временно его местонахождение было изменено. Однако Банк России не был оповещен об изменениях, чем остался крайне недоволен. Банку было направлено пять предписаний, которые он не счел нужным выполнять. То есть речь идет фактически о нарушении общеустановленного порядка. Никаких ответных действий не последовало, и регулятор принял решение об отзыве лицензии у банка.
Спор длился больше года. «Русскому Банку Делового Сотрудничества» удалось добиться положительного решения судов трех инстанций, которые решили, что «поскольку банк не осуществляет никаких кассовых операций, его единственным участником является Сергей Таболин, какая-либо угроза интересам вкладчиков и кредиторов отсутствует». Однако коллегия судей ВАС России пришла к противоположному выводу, указав в постановлении, что «нельзя признать обоснованным вывод судов о том, что в связи с отсутствием у банка вкладчиков и кредиторов характер допущенных им нарушений несоразмерен примененной к нему мере воздействия, поскольку он был сделан без учета последствий нарушений для публичного правопорядка». «Это решение может стать прецедентным, если оно устоит при рассмотрении дела президиумом ВАС. Естественно, в таком случае не исключено, что в дальнейшем этот прецедент может быть использован Банком России и в отношении других мелких банков, которые теперь могут лишиться лицензии по формальным основаниям – говорит юрист независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Олег Малкин. – Все это находится в русле тенденций последних лет, когда регулятор постоянно ужесточает свои требования к банкам и банковской отчетности».
«Такое решение – элемент политики Банка России и правительства, направленной в итоге на консолидацию банковского рынка, – говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Основная идея такой политики состоит в следующем. Во-первых, экономике, в которой, согласно планам правительства и в целях модернизации предстоит в перспективе нескольких лет увеличить в ВВП долю инвестиций, по крайней мере, на несколько процентов, просто не нужен широкий сегмент банков, которые не удовлетворят требованиям, связанным с предоставлением долгосрочных и дешевых кредитов предприятиям реального сектора, а работает преимущественно на розничном, девелоперском и финансовом сегменте.
При этом большое количество банков, как показывает практика, не ведет к снижению стоимости их услуг. В отсутствие высокодоходных альтернатив в других отраслях экономики, банковский бизнес при спаде оборотов не закрывает операции, а, несмотря на риск потери конкурентных преимуществ, увеличивает стоимость обслуживания, провоцируя рост инфляционных рисков».
Во-вторых, по словам Александра Осина, консолидация кредитного сектора, увеличение доходов крупных банков за счет расширения их рыночной доли снизит бюджетные риски, которые могут реализоваться в случае новой волны мирового долгового кризиса в перспективе нескольких ближайших лет. В-третьих, повысится прозрачность банковского сегмента, для игроков, формирующих долгосрочные партнерские отношения с государством, существенно менее актуальны краткосрочные спекуляции и уклонение от исполнения законов.
Аналитики считают этот спор показательным для банковской отрасли. «На моей памяти на таком уровне вопрос о соразмерности наказания за допущенные участниками рынка нарушения в банковском секторе еще не ставился», – отмечает руководитель банковской практики юридической компании «Пепеляев групп» Лидия Горшкова.
В целом, по мнению экономистов, при всех недостатках и сложности для банковского рынка, политика консолидации, по-видимому, не имеет значимых альтернатив.