Бизнес Конкуренция – борьба с самим собой?

Конкуренция – борьба с самим собой?

По мнению экспертов в сфере рыночных отношений, конкуренция уже не является новым понятием для России. В настоящее время ни одна бизнес-структура не может позволить себе игнорировать основы конкуренции, а современные руководители и топ-менеджеры должны в

" src=

По мнению экспертов в сфере рыночных отношений, конкуренция уже не является новым понятием для России. В настоящее время ни одна бизнес-структура не может позволить себе игнорировать основы конкуренции, а современные руководители и топ-менеджеры должны в совершенстве владеть искусством конкурентной борьбы. Что же такое конкуренция по-тюменски? Как работающие на тюменском рынке предприниматели обеспечивают конкурентоспособность своих компаний? Ответы на эти вопросы попытались найти в Тюмени участники бизнес-форума «Как победить в конкурентной борьбе?» Организатором встречи выступил журнал National Business.

Конкуренцию называют той самой невидимой рукой рынка, что координирует действия его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения. Это особый вид честной экономической борьбы с равными шансами каждой из сторон. Но верх одержит более умелый, способный, предприимчивый.

«На мой взгляд, конкуренции в классическом ее понимании на нашем рынке еще нет, – говорит генеральный директор ГК «Маркетинг-Консультант» Сергей Разуваев. – Вот что такое конкурентная борьба? Рассматривать ее можно с нескольких точек зрения. Первая – это конкурентная борьба в разрезе товарной линейки. В советское время не было товаров – не было и конкуренции. Появились товары, появилась конкурентная среда. Пункт второй – ценовая конкуренция. По большому счету мы на этом пункте и остановились. Третье – это сервисная составляющая, когда вне зависимости от товара и цены предприятие дает определенный сервис. И четвертый уровень конкурентной борьбы – это так называемый уровень идеологический, когда речь идет о торговой марке и даже больше об идеологии, о философии ведения бизнеса. Руководители тюменских предприятий только-только начинают задумываться о том, что можно конкурировать и по этим категориям. Если взять эти четыре составляющие, то конкуренции в чистом виде, как таковой, в Тюмени нет».

Мнение Сергея Разуваева поддерживает генеральный директор ДОК «Красный Октябрь» Владимир Артановский. Он убежден, что наша страна не дошла до классического западного уровня конкуренции: «Я думаю, что мы сейчас находимся скорее на третьем этапе, отрабатываем сервисную составляющую конкурентоспособности, как качество, присущее любой компании. И задумываемся об этапе четвертом».

Приводя в пример свою организацию, Владимир Артановский объяснил, что рынок интерьера, как отдельно взятый сегмент, в последние годы интенсивно растет: за год практически в разы. «В нашем случае надо понимать, что мы предлагаем не просто какие-то новые товары и сервис, а новые подходы к интерьеру. И здесь нам еще многое предстоит сделать, чтобы выйти на западный уровень», – говорит он.

Сегодня на рынке бытует мнение, что нужно приспосабливаться ко вкусам покупателя. «Но действительно развитие рынка и экономики происходит наоборот, – убежден кандидат экономических наук, доцент Тюменского нефтегазового университета Николай Вилков. – Фирма предлагает какой-то новый продукт, и именно это развивает покупателя и экономику в целом. Рынку не нужно подстраиваться под потребителей, а необходимо предлагать новые решения, новые продукты, подвигать к этому покупателя, тем самым развивая рынок».

Президент Регионального фонда развития рынка недвижимости Сергей Сухарев заявил, что и в Тюмени, и в других городах приходится сталкиваться с рекламными заявлениями или иными формами продвижения товара, услуг, где используется так называемая теневая практика, или оппортунизм. Но чем более профессионален состав участников рынка, тем изящнее их методы, тем более изящная и цивилизованная появляется реклама.

По словам Сергея Разуваева, представители рынка сегодня борются сами с собой. Когда компанией разрабатывается стратегия, которая в электронном варианте отдается заказчику, ее создатели уверены, что через какой-то срок продукт обязательно попадет в руки конкурентов. Следовательно, разработчики, понимая это, должны каждую следующую коммуникативную стратегию для нового клиента писать на уровень выше.

«Западная цивилизация показала, что если рынок никак не регулируем, если это свободный рынок, то он переходит в рынок монополистический, – приводит пример Николай Вилков. – Когда мы говорим о саморегулировании рынка, часто забываем, что рынок-то не сам регулируется, а в нем происходит взаимодействие людей, которые сами ставят перед собой сознательные цели. Правда, они не всегда оценивают последствия и не всегда добиваются задуманного результата. Однако уровень развития конкуренции зависит от уровня развития в целом, от уровня развития людей, который сам уровень конкуренции как раз наглядно демонстрирует».

Коммерческий директор ОАО «Вымпелком» Тюменского филиала Федор Останин уверен в том, что российская конкуренция сейчас развивается с учетом тех ошибок, что уже были сделаны на западе. Поэтому оптимумы в том или ином секторе бизнеса сейчас четко определены. «Взять к примеру рынок предметов массового пользования. Ведь там речь идет не о цене, а о преимуществах самого товара», – поясняет он. Как показали исследования ТГ «Макс», сервис, безопасность и культура стоят в сознании потребителя выше, чем деньги и цена.

Каждая компания разрабатывает себе стратегию. И чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо придерживаться трех основных правил. Первое – нужно понимать, что мы продаем, кому и как. Второе, универсальное правило – понять, что мы делаем и чего не делаем. «То, что мы не делаем, помогает сконцентрироваться на тех действиях, которые необходимо сделать в рамках нашей стратегии», – говорит генеральный директор ЗАО «НИККА-Центра» Татьяна Бячкова. И правило третье – стратегия стратегии рознь. Ее, конечно, можно копировать и тиражировать, но в мире никогда не будет двух абсолютно идентичных объектов.

За последние два десятка лет существенно изменились потребительские предпочтения и конкурентная среда. Сегодня нужно находить и разрабатывать также и уникальность компании, продавая не «квадратные метры», а идеологию и индивидуальность торговой марки. И помнить, что здоровая конкуренция всегда борется за покупателя, а не против конкурента.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем