18 октября пятница
СЕЙЧАС -1°С

«Наши технологии опережают весь мир»: московский эксперт рассказал о качестве российского топлива

В Тюмени прошла программа развития профессиональных компетенций «Топливный класс»

Поделиться

1 932
Известный эксперт рассказал много интересного о топливе и способах проверки его свойств

Известный эксперт рассказал много интересного о топливе и способах проверки его свойств

На минувшей неделе Тюмень посетил один из ведущих российских экспертов в области химмотологии (применения топлива) Леонид Багдасаров, кандидат технических наук, доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина. В рамках программы «Топливный класс», созданной специалистами отраслевого университета и сети АЗС «Газпромнефть», эксперт рассказал о современном топливе и роли присадок.

Взболтать, но не смешивать: откуда берется некачественное топливо?

Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация — при огромных объемах производства высококлассного бензина и дизеля Евро-5 почти 30% отказов двигателей происходит из-за использования некачественного топлива. В Европе и на Западе этот показатель не превышает 18%. Почему так происходит?

За последние 10 лет в отечественной топливной отрасли произошли глобальные изменения. Технологии нефтепереработки развились настолько, что российские топливные стандарты намного опередили нормативы, на которые ориентируется мировое автомобильное двигателестроение. Ярким проявлением этого является повсеместное использование двигателей стандарта Евро-4, тогда как в России на АЗС разрешена реализация только топлива Евро-5. То есть действует прямой запрет на продажу бензина и дизеля низких классов, что, однако, не останавливает некоторых недобросовестных игроков рынка.

— В нашей стране существует масса различных нефтеперерабатывающих заводов, однако используемые ими технологии очень разные. Есть те, кто технологически может производить Евро-5, а есть те, кто не может подняться выше Евро-4, а то и вовсе Евро-3, — объясняет Леонид Николаевич. — Это связано с тем, что при более высоком стандарте производства используются более сложные технологии и, как следствие, более дорогое оборудование. Одна только современная установка для производства топлива стоит около двух миллиардов долларов. Если большая компания может ее приобрести, то минирифайнер — уже нет, его возможностей хватает только на оборудование предыдущего поколения. Соответственно, и качество топлива у маленького НПЗ будет значительно отличаться — и не в лучшую сторону.

По каким стандартам производится топливо?

11 лет назад в силу вступил технический регламент Таможенного союза, который регулирует качество топлива. Оно должно быть безопасным для человека и природы, соответствовать стандартам по химическому составу и не иметь лишних примесей.

Например, в отношении бензина этот документ регулирует показатели октанового числа, концентрацию серы, а также долю ароматических углеводородов, кислорода и других веществ. Все эти показатели не только влияют на эффективность работы топлива в двигателе, но и ограничивают выбросы в окружающую среду.

В наши дни все крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы для производства бензина используют высокооктановые компоненты, полученные путем высокотехнологичной и углубленной нефтепереработки. Знакомые нам марки АИ-92, АИ-95, АИ-98 и даже АИ-100 создаются на заводах независимо друг от друга. Для производства каждого из видов бензина требуется не менее пяти компонентов, при этом октаноповышающие присадки не используются. «Разогнанный» октан — это удел только кустарных производств.

Октан не «разгоняем». А что с другими присадками?

— Начнем с того, что же такое присадки. Если говорить научным языком, то это поверхностно активные вещества с определенным набором функций. Если говорить проще, то это специальные добавки, — считает эксперт. — Для бензинов создаются присадки с антиокислительными или моющими свойствами, а для дизельного топлива — с противоизносными и низкотемпературными свойствами. Основная задача таких добавок в том, чтобы снизить вероятность закисания клапанов, прихвата поршневых колец и улучить смазывающие свойства, что ведет к более надежной работе двигателя.

По словам специалиста, уровень развития современного моторостроения и нефтехимии таков, что присадки в топливе попросту необходимы.

— Качественные присадки, которые вводятся в бензин или дизель с помощью высокоточного оборудования, только улучшают потребительские свойства топлива и помогают двигателю, — объясняет Леонид Багдасаров. — К примеру, в процессе работы мотора существует такой этап, как впрыск топлива через форсунки в цилиндрах двигателя. В процессе сгорания топлива образуются смолы, которые оседают на форсунке и перекрывают впускное отверстие, уменьшая таким образом подачу топлива в цилиндр. Это может привести к перебоям и неполадкам в работе мотора. Если же в топливо ввести антиокислительную присадку, то проблема будет решена. Подчеркну, что наличие или отсутствие такого рода присадок в топливе зависит от производителя, поскольку небольшие НПЗ не имеют достаточно средств для покупки соответствующих технологий.

Причина поломок — контрафакт?

По словам Леонида, РГУ нефти и газа совместно с экспертами крупнейших топливных компаний собирает статистику об основных причинах отказа двигателей. Собранные данные позволяют говорить о том, что основная причина неполадок — контрафактное топливо.

— По различным оценкам в стране ежегодно реализуется до 10 миллионов тонн некачественного дизельного топлива и до 3 миллионов тонн — такого же бензина. Рано или поздно это топливо вызовет отказ двигателя и создаст серьезные проблемы для автовладельца, — отметил он. — Чаще всего контрафакт продают на небольших частных АЗС. Владельцам таких автозаправок выгоднее приобретать некондицию — ее можно дешево купить, а продать при этом на один-два рубля дешевле, чем на автозаправочных станциях крупных брендов.

По словам эксперта, существует распределение наиболее частых «диагнозов» двигателей, возникающих из-за использования контрафактного топлива:

  • 17% — закисание впускных клапанов (повышенное содержание смол в бензине);
  • 8% — двигатель отказывается работать при низких температурах (в топливе слишком мало легких фракций);
  • 6% — разрушение перегородок между поршневыми кольцами (слишком низкое октановое число топлива);
  • 12% — замыкание электродов и поломка свечей зажигания (в бензине были железо и марганец);
  • 7% — прогар каталитического дожигателя выхлопных газов (слишком много серы и фактических смол);
  • 11% — снижение вязкости масла и проворот коренных вкладышей (тяжелый фракционный состав топлива из-за авиакеросина);
  • 39% — прихват поршневых колец (повышенная плотность бензина, повышенное содержание смол).

Как обезопасить себя от контрафакта?

По мнению эксперта, безопасно заправиться можно только на автозаправочных станциях зарекомендовавших себя крупных компаний. Такие производители готовы нести расходы на производство качественного бензина и дизеля и их строгий контроль и не собираются рисковать репутацией.

— Все крупнейшие нефтяные компании уровня «Газпром нефти» в России реализуют на своих АЗС топливо класса не ниже Евро-5. Только топливные гиганты могут позволить себе высокотехнологичную систему контроля качества по всей цепочке поставки от завода до АЗС. Тут и собственные мобильные лаборатории, и бензовозы со множеством датчиков, системами геопозиционирования и видеонаблюдения, а также сложные контрольные комплексы на нефтебазах и непосредственно на АЗС, — отметил Леонид Николаевич. — Более того, каждая партия топлива проходит лабораторный контроль и получает свой уникальный паспорт качества. Такие документы, как правило, расположены на заправочной станции в «Уголке потребителя», и с ними можно ознакомиться в любой момент.

Всё остальное, по словам эксперта, зачастую оборачивается настоящей игрой в рулетку, поскольку с одной стороны — самостоятельно оценить состав топлива ни один автолюбитель не сможет, а с другой — все «народные» приборы, экспресс-тестеры и прочие методы оценки качества топлива не дадут результата, сопоставимого с исследованиями специализированных лабораторий.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter