В начале августа ГИБДД области опубликовала рейтинг самых опасных дорог Тюмени. В список попали путепровод по улице Пермякова, улица Таймырская, 15-й километр Велижанского тракта и перекресток улицы Баумана с Червишевским трактом. Однако говорить о закономерности возникновения ДТП в этих местах пока рано.
«По имеющимся данным, которые представлены ГИБДД, невозможно сделать какой-либо точный анализ о безопасности конкретного участка, – говорит заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТГНГУ Дмитрий Захаров. – Надо изучать не только ДТП с пострадавшими, но и ДТП с материальным ущербом. Один выбежавший на дорогу пешеход в неположенном месте в темное время суток и при плохой видимости уже портит статистику, а по факту участок может быть безопасным при соблюдении всеми участниками правил дорожного движения. И наоборот, участок, где происходит много ДТП с материальным ущербом без пострадавших, по факту небезопасен. Но в данный перечень мест он не попадает».
Отметим, что для предотвращения ДТП намного важнее не то, где ездить, а как. Скоростная езда на старом автомобиле в ночное время – вот идеальный рецепт для того, чтобы попасть в аварию. К таким данным пришли специалисты страховой группы «Уралсиб» и компании Raxel Telematics, проанализировав стиль вождения российских автомобилистов. Собрать факты помогла страховая телематика для легковых машин.
Телематика – это метод, который используют страховые компании для анализа данных о стиле вождения. Специальное устройство крепится в диагностический разъем (чаще всего он находится около левой ноги водителя) и фиксирует количество резких маневров, время поездки, пробег автомобиля, скорость передвижения. В зависимости от стиля вождения клиент может получить скидку на полис каско до 50% на второй платеж. Однако телематика позволяет не только применять персонифицированный подход к каждому клиенту, но и определилть критерии безопасного поведения на дорогах.
Семь опасных часов
По оценке Raxel Telematics, ночная езда – с 23 до 6 часов утра – занятие рискованное. В расчете на километр пробега вероятность встретиться с кюветом или другой машиной в это время в три раза выше, чем днем. Когда человек расслабляется, его внимание рассеивается, и контроль над дорогой ослабевает. Поэтому любое неожиданное действие – вспышка света от фар или появление собаки на дороге могут привести к катастрофе. Плохое освещение и высокая скорость в отсутствии пробок также играют большую роль в ночной аварийности.
Отметим, что к безопасному вождению по данному параметру можно отнести использование автомобиля, когда на ночные часы приходится не более восьми процентов от всего времени за рулем.
Агрессия и скорость
Превышение скорости и агрессивное вождение – бич для всех участников дорожного движения. Резкие ускорения и торможения, перестроения и развороты – причина 15-20 процентов ДТП. При увеличении средней скорости по городу всего на 10 км/ч, риск попасть в ДТП возрастает на 50 процентов.
«Даже в долгой поездке, когда вы устали – не торопитесь, следуйте правилам. Минуты, которые вы сэкономите из-за быстрой езды, не окупят больничного. Если вам необходимо оказаться в определенном месте в определенный час, есть только одно правильное решение: выезжать как можно раньше», – говорит руководитель департамента по страхованию имущества и автострахования СГ УРАЛСИБ Мария Барсова.
Годовой пробег
Годовой пробег – весомый фактор для определения вероятности ДТП. «Мы привыкли, что цена на каско одинакова для водителей из одной группы, – говорит руководитель компании Raxel Telematics Дмитрий Рудаш. – Но, по нашей статистике, 25 процентов автомобилистов из крупных мегаполисов проезжают за год до 10 тысяч километров, в то время как 15 процентов – проезжают свыше 30 тысяч. И это принципиальная разница: риск попасть в ДТП при большем пробеге увеличивается в два раза. Параметр «пробег» должен учитываться при расчете стоимости полиса».