Авто Кто ответит за ТО?

Кто ответит за ТО?

Новые правила проведения техосмотра, закрепленные в федеральном законе №170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств...», продолжают вызывать в российском автосообществе массу вопросов. Как водится, прописав в законодательном акт

Новые правила проведения техосмотра, закрепленные в федеральном законе №170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств...», продолжают вызывать в российском автосообществе массу вопросов. Как водится, прописав в законодательном акте основные положения, мельчайшие нюансы его применения разработчики оставили «на десерт»: как и большинство других законов, 170-й со временем обрастет своими подзаконными актами.

Для генерального директора некоммерческого партнерства СРО «УралСибТехЭксперт» Виктора Никишина такое развитие событий не стало неожиданным. «Остается еще немало противоречий между недавно принятым законом и пока еще действующими правовыми нормами, – отмечает Виктор Никишин. – К примеру, никто так и не объяснил, почему оставшиеся полгода до вступления закона в силу можно спокойно ездить без прохождения техосмотра? Как это отразится на статистике ДТП, никто, в том числе и в ГИБДД, пока сказать не может».

Идея о передаче техосмотра в руки частных предпринимателей витала в российском обществе последние лет десять. В 2003 году тогдашний президент Владимир Путин первым высказался за идею передачи функций по проведению ТО от ГИБДД частникам. Спустя еще четыре года принят закон о саморегулируемых организациях, в сферу компетенции которых вошли и пункты технического осмотра. Но СРО – не силовые ведомства. В своей деятельности саморегулируемые организации, независимые от МВД, ГИБДД, прокуратуры, других органов государственной власти, опираются на соответствующие законы и уставы. Уже только поэтому процесс передачи функций по проведению ТО не обещает быть легким.

Имеет место быть и финансовая подоплека. «Во многих российских регионах до 20 процентов с оборота от каждой линейки (пункта ТО) вполне легально поступают во внебюджетные источники МВД и ГИБДД, – говорит Виктор Никишин. – Кто же станет добровольно резать эту курицу, несущую золотые яйца?».

Для многих автомобилистов, в том числе жителей Тюменской области, процедура проведения техосмотра неизменно ассоциируется с «газелями», в которых размещаются передвижные пункты ТО. По мнению Никишина, такой способ не соответствует большинству нынешних нормативных актов, прежде всего, Техрегламенту транспортных средств, принятому осенью 2010 года. В ГИБДД же, отправляя водителей в «газели», руководствуются распоряжением своего ведомства, принятым еще в 1999 году.

«Главные параметры, по которым проводится техосмотр любого автомобиля, – это тормоза, тормозные шланги, рулевые тяги, наконечники, фары, – отмечает Виктор Никишин. – В «газели» же можно проверить только фары. Какие-либо комментарии, я полагаю, тут излишни».

Разработку документации, связанной с вопросами создания и отладки на местах единой автоматизированной информационной системы ТО, утверждением различных форм и бланков, закон возлагает на федеральные и региональные органы государственной власти. Разумеется, с даты принятия нормативного акта прошло совсем немного времени, плюс не будем сбрасывать со счетов инертность государственной машины. Тем не менее, факты – вещь упрямая: ни в одном из регионов УрФО (а деятельность НП СРО «УралСибТехЭксперт» охватывает весь федеральный округ) данные работы так и не были начаты.

Многих автомобилистов интересует вполне закономерный вопрос: а что, собственно, поменяется для них в глобальном плане при переходе функций техосмотра от ГИБДД в частные руки?

«Исчезнут дикие очереди в пункты инструментального контроля для прохождения техосмотра, – говорит Никишин. – Изменится в лучшую сторону и отношение к водителям. Проводить диагностику будет не абы кто, а специалисты, обученные именно этому, они же и будут выдавать талоны техосмотра. Специалист, выдавший техталон, отвечает за проведенную диагностику и за исправность автомобиля. Если прошедший ТО автомобиль из-за неисправностей в своей конструкции попадет в ДТП, вся полнота ответственности ляжет на ту саморегулируемую организацию, в которую входит пункт техосмотра.

Исчезнет, по мнению генерального директора НП СРО «УралСибТехЭксперт», и почва для коррупции. Техосмотр и сегодня, по большей части, в руках частного бизнеса. Проходя его, каждый водитель получает на выходе диагностическую карту, на основе которой в ГИБДД затем выписывают техталон. По словам Виктора Никишина, за все время действия такой схемы в России ни один контролер или техэксперт не был привлечен за взятки, чего, увы, не скажешь о работниках Госавтоинспекции.

«Говорить о том, что кто-либо из предпринимателей полезет в свой собственный карман для получения прибыли – абсурд, – признается эксперт. – Это доказано практикой многих европейских стран, и не надо думать, что мы в России какие-то особенные. Нужно просто соблюдать нормы закона, и тогда процедура техосмотра перестанет быть для нас чем-то обременительным».

Фото: Иллюстрация с сайта Raycocar.mechanicnet.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем