Авто ГЛОНАСС – ни водителям, ни руководителям

ГЛОНАСС – ни водителям, ни руководителям

Идея закона об обязательной установке навигационной аппаратуры системы ГЛОНАСС на транспортные средства проста: в создание системы вложены огромные средства, и государство хотело бы теперь использовать ее в мирных целях. Обязательность в данном случае тра

Идея закона об обязательной установке навигационной аппаратуры системы ГЛОНАСС на транспортные средства проста: в создание системы вложены огромные средства, и государство хотело бы теперь использовать ее в мирных целях. Обязательность в данном случае трактуется с точки зрения наведения порядка в транспортной сфере городов, в работе специальных служб – скорой помощи, милиции и МЧС. Об этом на пресс-конференции, состоявшейся в минувшую пятницу, сообщил бизнес-аналитик Центра навигационно-информационных технологий (Москва) Сергей Пальчиков.

Эффективность использование навигационной системы ГЛОНАСС в сфере транспортных перевозок неоспорима. Во-первых, с ее помощью на транспортном предприятии повышается водительская дисциплина. Это пресечение слива и недолива топлива, заправок на нерегламентированных АЗС, исключение нецелевого использования транспорта, приписок пробега и моточасов, контроль за соблюдением скоростного режима и расписания движения. Во-вторых, навигационная система способствует принятию грамотных решений управленцами. В-третьих, предусмотрена возможность интеграции с информационными системами, например, бухгалтерскими программами. В-четвертых, состояние транспорта и спецтехники поддерживается в надлежащем виде и автомобили своевременно проходят техобслуживание. Для коммерческих предприятий повышается привлекательность и лояльность клиентов.

«Тем не менее, пока автотранспортные предприятия не понимают всей выгоды от навигационного оборудования и закупают навигаторы для галочки. Приобретаются самые дешевые приемники, причем по документам они значатся как ГЛОНАСС, а на самом деле GPS. На таких предприятиях система становится никому ненужной, зато составляются красивые отчеты об оснащении транспорта навигационным оборудованием и затраченных немалых средствах», – говорит генеральный директор ООО «Технология-Тюмень» Иван Васильев.

Он привел такой пример из практики: «На одном из тюменских муниципальных предприятий была установлена система ГЛОНАСС. При этом везде заявляется, что транспорт контролируется спутниками, а в реальности все транспортные средства позиционируются на навигационных приемниках стоящими на месте точками. То есть никто никаких телеметрических данных с навигационных приборов не снимает. В то время как при грамотном использовании навигационного оборудования на предприятии оно окупается в течение трех–девяти месяцев. А экономический эффект можно получать в течение пяти–десяти лет».

Основная проблема внедрения навигационной системы ГЛОНАСС заключается в стоимости российского оборудования, а также в отсутствии четкой программы. Стоимость эксплуатации ГЛОНАСС за последние пять–шесть лет превышает стоимость использования GPS за последние 30 лет. Приемники ГЛОНАСС дороже GPS в шесть–десять раз. Кроме того, они потребляют слишком много энергии для своей работы в отличие от GPS и больше по размерам американских аналогов. Но это объясняется тем, что оборудование ГЛОНАСС пока не выпускается массовыми партиями.

«Ситуация ненормальная. В 2011 году на поддержание ГЛОНАСС выделено, по разным оценкам, от шести до восьми миллиардов рублей. И пока не совсем понятно, кто в России является главным потребителем навигационного оборудования ГЛОНАСС. У меня напрашивается вывод, что сами власти, а не население – конечные потребители, – считает директор ООО «76 Ойл Тюмень» Андрей Дергоусов. – Встает вопрос: как будет окупаться ГЛОНАСС? Ответ напрашивается сам – всех обяжут купить российские навигационные приборы. Здесь необходим контроль общественности. Изданы законодательные и правовые акты, обязывающие оснащение государственного и муниципального транспорта, а также транспорта предприятий с государственным участием оборудованием ГЛОНАСС. Но нигде не прописано, кто этим должен заниматься, контролировать, собирать и аккумулировать информацию. Иными словами, есть лозунг, идея и бюджетные средства, которые нужно потратить на это, а продуманной структуры нет».

До сих пор в стране отсутствуют готовые решения применения системы ГЛОНАСС для целых отраслей экономики, отдельных регионов России и т.д. Поэтому ее внедрение на предприятиях и транспортных средствах безразлично руководителям и враждебно встречается водителями, для которых навигационная система – это своеобразный шпион, рассказывающий руководителю о том, плохо или хорошо человек работает и исполняет свои обязанности.

Тем не менее, по мнению участников пресс-конференции, рынок ГЛОНАСС открывает большие перспективы и возможности. В Тюмени уже около 15 фирм занимаются установкой навигационного оборудования, предоставлением готовых решений использования навигационных систем для предприятий. По прогнозу, к 2014 году навигационными системами в России будет охвачено около 12 процентов коммерческого транспорта.

«Рынок ГЛОНАСС огромный. Сегодня в России работает порядка пяти компаний, которые, по экспертным оценкам, считаются лидерами по производству навигационного оборудования. Среди них компании «Автограф», «Гранит», «Сигнал», «Галилео», – рассказал бизнес-аналитик Центра навигационно-информационных технологий Сергей Пальчиков. – Они выпускают приборы, которые соответствуют всем техническим нормам, имеют высокую надежность, при этом имеют широкий набор функций и способны работать как в GPS, так и в ГЛОНАСС».

В России имеются и передовые разработки в области навигационного обеспечения. Одной из мировых проблем является актуальность графических карт для навигационного оборудования. По действующим стандартам, они должны обновляться раз в два года. «Представьте себе темпы строительства в Тюмени. Так вот эти данные заносятся в карты в течение двух лет. Мы создали систему актуализации дорожных карт. Она действует следующим образом. Данные о новых построенных дорогах в режиме онлайн предоставляет Росавтодор, с которым заключено соглашение. Далее они поступают в нашу графическую базу. То же самое касается Росреестра, в чьем ведении находится кадастр недвижимости, куда заносятся сведения обо всех построенных объектах. Пилотный проект с участием Центра навигационно-информационных технологий был реализован в Татарстане на участке трассы М7. В этом году мы планируем реализовать проект на территории всей страны. Подобное решение в Европе еще не реализовано», – пояснил Сергей Пальчиков.

Кроме того, ГЛОНАСС пока дает погрешность порядка 20 метров (GPS – пять метров). Но у ГЛОНАСС имеется неоспоримое преимущество. «Существует понятие высокоточной навигации, и если мы поставим дополнительные базовые станции в районе тех объектов, которые подлежат строгому контролю, например, военные базы и стратегические объекты (мосты, переправы, электростанции, АЭС и т.д.), то точность позиционирования увеличивается до нескольких миллиметров», – уточнил Сергей Пальчиков.

Напомним, система ГЛОНАСС была запущена в начале 1990-х годов, и ее основная задача заключалась в повышении обороноспособности страны: создать систему орбитальных спутников, которые позволяли бы определять местоположение объектов, использовались при наведении боевых ракет, боеголовок и т.д. В середине 1990-х из экономических проблем финансирование системы ГЛОНАСС было заморожено, и Россия к 2000 году потеряла большую часть спутников. Система оказалась нежизнеспособной. С начала 2000-х годов возобновилось финансирование, и сегодня страна фактически обладает полным комплектом спутников. Всего на орбите находится 22 спутника ГЛОНАСС, которых достаточно для нормальной работы всей системы.

Фото: Фото с сайта Roscosmos.ru, видео Марата НИГМАТУЛИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем