С марта мы запустили небольшой проект — каждый месяц мы следим за ценами на бензин на тюменских заправках. Почти полгода мы удивлялись тому, что с ними происходит — на фоне растущих цен на продукты питания, непродовольственные товары и на машины бензин оставался островком стабильности. Иногда стоимость топлива и вовсе снижалась — и это тоже нас поражало.
В этот раз мы попробовали сравнить мартовские цены с сегодняшними.
Что на заправках сейчас?
Мы наблюдаем за 3–4 заправками на постоянной основе и делаем фото примерно раз в месяц. Сейчас расскажем о том, как цены поменялись с начала весны.
Заправка «Новый поток» — объяснять, с какой стороны актуальная цена, не надо. Что интересно, стоимость 92-го на этой станции не поменялась совсем, 95-й даже стал дешевле. А вот газ… Разница в целых девять рублей — это просто невероятно.
На заправке, работающей под брендом «Лукойл», цены повысились. 92-й прибавил 60 копеек, 95-й — 70, а больше всего выросла цена на «Экто 100» — больше одного рубля.
Теперь время нашего самого стабильного объекта наблюдения — заправка «Газпрома». До августа цены здесь как будто застыли в прошлом и не менялись. Совсем. Но наступила осень, и здесь обновилась информация. Прибавили 100-й и дизель. Остальное — без изменений.
А будут ли расти цены в будущем?
Естественный вопрос, который возникает у автомобилистов, — а что будет дальше? Мы поговорили с уральским экономистом Константином Селяниным, и он поделился с редакцией 72.RU своим прогнозом относительно стоимости топлива в будущем.
— Для ответа на вопрос надо начать с пояснений. Главная особенность нашего рынка нефтепродуктов заключается в том, что только локальный, российский. В отличие от нефти, другие нефтепродукты, кроме мазута, никогда не экспортировались за пределы страны. Все разговоры о том, что на бензин влияют курс доллара, цены на нефть, немного несостоятельны. Стоимость на нашем рынке всегда росла несмотря на то, что были взлеты курса валют, понижения стоимости барреля нефти, — рассказывает эксперт.
Он уточняет, что сейчас российский рынок нефти можно назвать олигополией. Это тот случай, когда его практически контролируют 7–8 участников. На долю этих компаний приходится около 80% добычи, производства и сбыта нефтепродуктов.
— В условиях олигополии компании диктуют свои условия. У них одна цель — чтобы цены на бензин росли, как и их доходы. Все, что может их ограничить, — это государство. Через акцизы (налоги и акцизы составляют примерно 70% в стоимости бензина) и другие обязательные платежи — повышая и понижая их. Но в условиях олигополии это не получается. Есть еще Антимонопольная служба, но о них мы давно не слышали. Хотя лет 10 назад они пытались штрафовать компании за картельный сговор. Физически компании вряд ли договариваются за столом, но у них одинаковые интересы, — говорит Селянин.
По его мнению, пока существует такая система, то остается одни способ заморозить цены на бензин.
— На практике у нас работает только один инструмент — это окрик первого лица. Только тогда цены останавливались. Отвечая на вопрос — будет ли расти цена на бензин, скажу так: несомненно, будет, пока не будет разрушена олигополия или не последует властный окрик, — заключает Селянин.
А на этой неделе должны поменять ключевую ставку. Как это событие на кошельках россиян? Поговорили с экспертами.