Авто обзор Долларовая лихорадка: как 2020 год переформатировал автомобильный рынок России

Долларовая лихорадка: как 2020 год переформатировал автомобильный рынок России

Китайские бренды совершили прорыв, слабые модели ушли, а цены взлетели до исторического максимума

Апрель 2020 года: закрытые автоцентры как символ режима повышенной готовности
Источник:

Автопроизводители привыкли к превратности российского рынка, но столь суматошного года у них, вероятно, не было никогда. Его последствия будут ощущаться еще долго, и о главных из них — в нашем материале.

Год как на качелях


Пандемия стала не возмутителем спокойствия, точнее — не первым. Еще в марте цены на нефть обвалились ниже нуля, и рубль устремился в очередное пике, после чего тревожные россияне кинулись скупать автомобили — тогда был установлен первый локальный рекорд продаж. А вот уже потом вмешалась пандемия, и наступил худший для автопрома апрель с начала века.

Настроение у всех было мрачное: дилеры прогнозировали затаривание складов до конца года и падение продаж на уровне 30–50%. Но год снова удивил нас, потому что к июлю-августу спрос превысил предложение, и дилеры столкнулись с дефицитом машин. Несколько месяцев подряд продажи были выше, чем в относительно спокойном 2019 году, а на итог упали в пределах 10%, что с учетом потерянного апреля можно считать впечатляющим результатом. Но все понимают — эти продажи перегреты негативными ожиданиями людей, которые спешили купить автомобиль «по старым ценам», поэтому от 2021 года высоких продаж не ждут.

Карантин сказался даже на весенней переобувке шин: не всем удалось сделать ее с первого раза
Источник:

Кстати, о ценах...


Они обновляли рекорды каждый месяц 2020 года. Их рост можно продемонстрировать на примере Lada Vesta, которая год назад стоила от 607 тысяч рублей, а теперь — от 677 тысяч (+11,5%). Hyundai Solaris 1,6 Comfort подорожал за год с 879 тысяч рублей до 941 тысячи (+7%). Skoda Octavia, сменив поколение, и вовсе добавила к цене некоторых комплектаций аж 200 тысяч рублей. В целом дорожали все модели, а стратегия «раньше купил — дешевле вышло» работала весь год.

Но даже сейчас цены не отыграли роста курсов валют, которые были главной причиной эскалации. Относительно доллара рубль за год обесценился без малого на 20%, а значит, ползучее удорожание машин продолжится и в 2021 году.

Кто ушел с рынка


В апреле казалось, что рынок ждет большая чистка: нечто подобное мы видели в 2015 году, когда из России внезапно ушли концерн GM (марки Chevrolet, Opel, Cadillac) и ряд брендов помельче.

Из значимых для рынка марок в 2020 году выбыл только Datsun
Источник:

Но «мора» не случилось, и в течение года с рынка вымывались лишь откровенно невостребованные у россиян модели: Renault Koleos, Jeep Cherokee, Mazda3, Volkswagen Arteon, Chevrolet Camaro. Из марок сломался только Datsun, прекративший выпуск автомобилей на мощностях АВТОВАЗа в декабре. Но потеря не слишком заметна: продавая перелицованную Lada Granta по завышенной цене, за 7 лет японский бренд так и не продвинулся дальше выпуска двух заимствованных моделей. Нишу Datsun без труда заполняет родственный АВТОВАЗ.

В конце года Honda объявила об уходе с российского автомобильного рынка, но только в 2022 году. В любом случае продажи у марки в 2020-м не превысили 1500 автомобилей, и она занимает лишь 33-е место в общем рейтинге.

Тренд на укрупнение


Усиливают влияние крупные игроки рынка, в числе которых альянс Renault — Nissan — АВТОВАЗ — Mitsubishi, корейский дуэт Hyundai и KIA, а также группа Volkswagen. На троих они уже сейчас контролируют 77% рынка, и за год эта доля только возросла.

При этом все три концерна как будто не замечают кризиса. АВТОВАЗ в ближайшие два года готовит пять новых моделей и два рестайлинга: это и освеженная Lada Niva, и «Гранта» на новой платформе, и кроссовер с вызывающим дизайном.

Начинаются продажи обновленной Lada Niva, хотя технически это всё та же Chevrolet Niva, которая выпускается с 2002 года
Источник:

Компания Hyundai тем временем купила питерский завод GM: тот самый, что американский концерн бросил после внезапного ухода в 2015 году. В следующем году Hyundai выкатит на рынок сразу несколько новинок, в числе которых новые кроссоверы Santa Fe и Tucson.

Не спит и концерн Volkswagen, осенью запустивший выпуск новой Skoda Octavia и обновленного Volkswagen Tiguan, а до этого обновивший Rapid и Polo.

В общем, кризис идет по привычному сценарию: богатые богатеют, бедные беднеют.

Выбора нет


Еще одно последствие тяжелого года: сокращение ассортимента машин и их видового разнообразия. Тенденция началась еще в 2015 году, а теперь набрала силу, потому что нишевые модели наиболее уязвимы к рыночным проблемам. В России почти не осталось ситикаров А-класса, обеднел выбор седанов среднего класса, почти исчезли минивэны, пикапы превращаются в роскошь, а о изысках вроде горячих хетчей мы уже и забыли. Российский авторынок стянулся к трем большим категориям: «народные» машины от Lada Granta до Hyundai Solaris, ниша кроссоверов для людей среднего класса и премиум-сегмент для элит всех калибров.

Ряд китайских машин произвел на нас очень хорошее впечатление на тест-драйвах. Азиатам, например, удалось справиться с едким запахом в салоне — характерной проблемой «китайцев» первой волны
Источник:

Китайцы наступают


Пандемия началась с Китая, и страна первой закрыла производства: казалось, год окончательно добьет чайнакары в России. На деле же вышло наоборот, и на фоне падающего рынка именно китайские марки показали максимальный рост. Так, Haval прибавил в полтора раза и вошел в топ-15 самых популярных брендов, не имея при этом дешевых и массовых моделей. Geely и Chery увеличили продажи на 70% каждая, а Changan вырос почти втрое.

Откуда вдруг у россиян такая любовь к чайнакарам? Они прибавляют в качестве, активно выводят на рынок новые модели и держат ценовой зазор до именитых конкурентов. В условиях, когда «нормальные» машины резко подорожали или их просто нет в наличии, китайцы услужливо подставляют плечо. Возможно, этот год станет переломным, и в 20-х годах марки из Поднебесной займут примерно ту же нишу, что двадцать лет назад занимали корейцы.

В России тем временем развиваются сервисы подписки на автомобиль, и мы посчитали, выгодно ли это.

Подыскивая дешевый вариант, не нарвитесь на автосалоны серых дилеров, которые рекламируют низкие цены, а затем вынуждают покупать автомобиль по заоблачным прайсам. Мы уже рассказывали о технологии их работы.

Есть интересная автомобильная тема? Предлагайте нам.
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Мою зарплату откладываем, на его живем»: как жители Тюменской области формируют семейный бюджет — два примера
Анонимное мнение
Мнение
Новогодний спам: придирчивая тюменка — о том, что не так с праздничным оформлением города
Анонимное мнение
Мнение
«Поделить можно даже аккаунты в соцсетях»: тюменский юрист — о том, когда и зачем нужен брачный договор
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления