20 апреля произошло знаковое для нефтяной отрасли событие, но со знаком минус: впервые в истории стоимость американской нефти WTI стала отрицательной. Будут ли продавцы нефти доплачивать покупателям, когда и насколько подешевеет бензин и что случится с российским бюджетом — эти вопросы мы задали экспертам по топливному рынку.
- Что произошло?
- А что с другими сортами нефти?
- Что означает отрицательная цена на нефть?
- То есть отрицательная цена — это условность?
- Что происходит на внутреннем рынке нефти в России?
- Почему дешевеет бензин: совсем не из-за удешевления нефти
- Нижнюю цену на бензин определяют налоги
- Что такое этот демпфер?
- Будет ли бензин дешеветь и дальше?
- Как низкая стоимость нефти скажется на бюджете России?
Что произошло?
20 апреля на американской нефтяной бирже NYMEX стоимость фьючерсов нефти WTI (американский сорт) резко поползла вниз, одолев сразу несколько психологических рубежей: сначала $10 за баррель, потом $0,1 за баррель и, наконец, -$40 за баррель. В момент закрытия биржи стоимость составляла -$37, что в любом случае является абсолютным антирекордом.
А что с другими сортами нефти?
Они тоже ушли в отрицательную зону, но не так сильно: например, североморская нефть Brent провалилась до -$3 за баррель, а российская Urals — до -$3,5 за баррель. В данном случае речь идёт о спот-рынке, то есть поставках, которые выполняют прямо сейчас.
Что означает отрицательная цена на нефть?
Ситуацию объяснил нам учредитель нефтетрейдинговой компании «Рекорд» Филипп Балчугов:
— По сути, это означает, что издержки по транспортировке и хранению нефти превышают стоимость самой продукции. И трейдеры готовы избавиться от нефтепродуктов, чтобы не нести эти издержки.
Основной причиной «щедрости» нефтяников эксперты называют отсутствие ёмкостей для хранения нефти: так, в самих Штатах запасы нефти уже в 1,5 раза выше ожиданий, а по всему миру в танкерах находится порядка 160 миллионов баррелей: для сравнения, это примерно двухнедельная добыча нефти Россией.
— При этом отрицательная цена была на фьючерсы, то есть речь о контрактах на будущую поставку, а не саму нефть, — подчёркивает эксперт. — Цены на нефть в последние дни держались на одном уровне. Просто 21 апреля заканчивались торги по этим контрактам, и в этой ситуации выиграли те, кто нашёл возможности для хранения нефти. Они закупили нефть по отрицательной цене, а в следующие месяцы продадут по положительной.
То есть по факту доплачивать за баррель нефти $40 никто не будет, тем более июньские фьючерсы хоть и подешевели, но находятся в положительной зоне.
Филипп Балчугов подчёркивает, что такая ситуация складывается на нефтяном рынке впервые.
То есть отрицательная цена — это условность?
В целом да: ситуация носит кратковременный характер, а стоимость нефти по длинным контрактам положительна.
— Здесь не нужно проводить прямых параллелей со стоимостью нефти вообще, потому что речь идёт о резком падении в моменте перед закрытием торгов по данным контрактам на американской бирже, — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. — По сути, это бумажные котировки, тогда как реальные цены зависят от них, но привязаны к котировкам за определённый период.
И всё же эксперты рассматривают ситуацию как тревожный прецедент, который демонстрирует неустойчивость нефтяного рынка. Многие возлагали надежды на новую сделку ОПЕК + Россия, но она ещё не вступила в силу и в краткосрочной перспективе стабильности рынку не принесла.
Фактическая стоимость нефти Urals поползла вниз и на момент подготовки статьи составляет в районе $24,5 за баррель: это чуть выше мартовского минимума ($21,6), но означает почти трёхкратное падение относительно начала года.
Что происходит на внутреннем рынке нефти в России?
— Цены здесь всегда зависят от международных котировок, но при этом цена в России всегда ниже экспортной. Сейчас цена падает и будет падать дальше в ближайшие месяцы, — считает Филипп Балчугов.
Как падение цен на нефть скажется на бензине?
Вот любопытный факт: оптовая цена бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала ниже 36 тысяч рублей за тонну, что в пересчёте на литры эквивалентно 27 рублям за литр.
Однако радоваться рано. Во-первых, речь идёт об оптовой цене, к которой в любом случае добавляется розничная наценка. Во-вторых, эта стоимость ниже, чем совокупный уровень налогов и акцизов в бензине, который оценивается в 28 рублей с литра. Таким образом, торговать топливом по таким ценам компаниям просто не выгодно.
Мы уже разбирали, что даже условно нулевая стоимость нефти в России не приводит к обнулению цен на бензин, поскольку в розничной стоимости бензина доля нефти составляет лишь 4–6%.
Почему дешевеет бензин: совсем не из-за удешевления нефти
На биржевую цену бензина больше влияет другой фактор: падение спроса. Режим повышенной готовности к ЧС резко снизил потребность в топливе.
— Оптовые цены на нефтепродукты продолжают снижаться, — подтверждает Филипп Балчугов. — Это связано со снижением спроса, и сейчас на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже спрос упал на 40–50%. Слабый спрос связан с падением продаж у сетей АЗС и низким потреблением топлива транспортными компаниями.
Павел Баженов отмечает, что на разных АЗС спрос упал в пределах 30–70%, в среднем — в два раза. Получается, что стоимость бензина толкают вниз не столько упавшие цены на нефть, сколько обрушение спроса.
Нижнюю цену на бензин определяют налоги
Эксперты считают, что есть порог, ниже которого бензин не провалится по объективным причинам — из-за налоговой нагрузки.
Филипп Балчугов отмечает, что на первый план вышли не традиционные налоги (НДПИ, акцизы и прочее), а совсем другой фактор:
— Потенциал для дальнейшего снижения цен есть, но в России существует демпфер, который защищает внутренний рынок от колебаний. И дальнейшая ситуация зависит от решений государства: если демпфер будет отменен, цена может значительно упасть, если его сохранят, падение будет незначительным.
Что такое этот демпфер?
Объясняет Павел Баженов:
— Демпфер был введён в 2018 году для стабилизации нефтяной отрасли при росте мировых цен на нефть до определённого уровня. Но сегодня цена нефти упала, и демпфер превратился в разновидность налога, причём очень существенную: с тонны бензина нефтяные компании платят 12,5 тысячи рублей акциза и 17 тысяч рублей за тот самый демпфер. Плюс к этому — все остальные расходы, включая НДС 20%.
Будет ли бензин дешеветь и дальше?
В последние дни средняя стоимость бензина по России снизилась, но в очень скромных пределах: например, относительно мартовского скачка бензин АИ-95 подешевел примерно на 40 копеек до 46 рублей за литр, то есть опустился до уровня начала года. Для сравнения, весной 2019 года бензин был почти на рубль дешевле.
— В долгосрочной перспективе цены могут снизиться, но незначительно, — добавляет Филипп Балчугов. — Розничная цена нефти менее волатильна, поэтому не стоит ждать резкого снижения цен на АЗС. Учитывая, что объем продаж на АЗС за последние недели упал на 30–40%, у них будет возможность увеличить прибыль при меньших объемах продаж. Это даст возможность сохранить рабочие места, справиться с кредитными и арендными обязательствами. Поэтому снижение может быть, но оно будет незначительным и на период до июля, после чего снова будет рост.
Не прогнозируют снижения цен и представители Независимого топливного союза:
— С одной стороны, маржинальность розничной торговли топливом сейчас неплохая: не оптимальная, но терпимая, — объясняет Павел Баженов. — И на первый взгляд, есть возможность для снижения цены бензина и дизтоплива. Но проблема в резком падении спроса: не важно, какая у вас маржа, если продажи плохие, маржа вас не спасает.
Эксперт считает, что повышения цены выше пределов инфляции не будет, а что касается возможного удешевления бензина, то отдельные игроки могут попытаться «сыграть на понижение».
— Но сейчас ценовые войны крайне опасны, потому что проблемы есть на всех уровнях нефтяной отрасли: добыча, переработка, дистрибьюция, — говорит Павел Баженов. — Нефтянка трещит по швам, и сейчас важно сохранить, в том числе, розничную сеть независимых АЗС.
Как низкая стоимость нефти скажется на бюджете России?
Бюджет России на 2020 год строился из средней цены барреля нефти $42,5 за баррель, поэтому нынешняя ситуация болезненна. В начале апреля Минфин оценивал недополученные за месяц нефтяные доходы на уровне 56 миллиардов рублей (0,3% от бюджета).
Но экстраполировать ситуацию на будущее сложно: многое зависит от того, как скоро ведущие экономики выйдут из режима карантина.
— Пока ситуация больше коснулась трейдеров и тех, кто занимается спекуляцией на рынке нефтепродуктов, поскольку речь, повторюсь, шла не об отрицательной цене нефти как таковой, а отрицательной цене будущих контрактов, фьючерсов, — объясняет Филипп Балчугов. — Практические последствия возникают, только когда дешевеет сама нефть, но так как эта отрасль очень зарегулирована государством, всё зависит от настроений свыше.
Он добавляет, что в кризисы дешёвое топливо стимулирует рост экономики, поскольку топливные расходы формируют до трети издержек на производствах, а доступные энергоносители позволяют снизить себестоимость.
Дешевеющая нефть оказывает давление на рубль, но эксперты считают, что действия Центробанка не позволят российской валюте просесть слишком сильно.
Парадоксальная ситуация складывается и на автомобильном рынке: рекордное падение продаж идёт рука об руку с заметным подорожанием машин. Экономику во многом подкашивают меры по самоизоляции, за нарушение которой грозят гигантские штрафы.