Противоречивые сведения поступают о судьбе программы госпомощи авторынку «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». На сайте правительства РФ появилась информация «О продлении программ льготного кредитования»: якобы, они будут работать до 2020 года. Но ни дилеры, ни банки не подтверждают информацию о продлении скидочных программ, которые пользовались большой популярностью у клиентов. Можно ли купить автомобиль со скидкой сейчас, разбирался наш сайт.
Программы начали действовать год назад: покупателям автомобилей российской сборки ценой до 1,45 млн рублей предоставляли скидку в 10% и субсидированную ставку автокредита. Спрос оказался настолько высоким, что программы закончились досрочно, а в январе этого года возобновились в усеченном формате — осталась только скидка в 10%. И снова спрос превысил предложение, поэтому лимиты были исчерпаны уже к маю. Однако клиенты и дилеры ожидали возобновления программ уже с июля-августа. Неудивительно, что публикация на сайте правительства была интерпретирована многими СМИ, как сигнал к продлению программ.
— Мы исходим из информации правительства, опровержение которой пока не видели, — заявила нашему сайту представитель ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вера Павлова. — Пока мы считаем, что программы возобновили действие, на них выделили 15 млрд рублей и планируют продать еще 45 тысяч автомобилей.
Однако никто из опрошенных нами дилеров Lada, Renault, KIA, Skoda, Peugeot, Citroen, Mitsubishi не получил уведомлений от банков о возобновлении программ.
Ситуацию прояснили представители Минпромторга:
— Постановление правительства не возобновляет в 2018 году реализацию программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а позволит кредитным организациям возместить часть затрат на возмещение скидок и процентных ставок по ранее выданным кредитам.
Проще говоря, скидки для клиентов не продлены — продлены лишь гарантии для банков. Постановление правительства возобновляет механизм, позволяющий банкам компенсировать скидки и субсидии по кредитам, выданным в первой половине 2018 года, а также в 2015–2017 годах.
В одном из банков ситуацию прокомментировали следующим образом:
— После окончания предыдущей программы государство осталось «должно» банкам за выданные ранее льготные кредиты, поэтому новая программа в приоритетном порядке покрывает эту задолженность. Если после этого останутся деньги, вероятно, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» вернут. Но пока для клиентов обе программы не работают, и возобновления в 2018 году не ожидается.
Но есть исключение. В Минмпромторге уточнили, что программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продлены для Дальневосточного федерального округа, причем скидка там еще более щедрая — 25% от стоимости автомобиля (такие условия действуют с 11 апреля). Так правительство планирует пересадить жителей Дальнего Востока, традиционно предпочитающих «японцев», на автомобили отечественной сборки.
Планировали ли вы воспользоваться программой «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль» до конца 2018 года?
Остается, правда, непонятным, что подразумевало правительство РФ, говоря о 45 100 автомобилях, которые планируется продать в 2018 году с помощью льготных автокредитов. Указанная цифра явно меньше 97 тысяч автомобилей, которые были реализованы по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в первой половине 2018 году. Логично предположить, что речь идет о 45 тысячах дополнительных автомобилей, из которых на Дальневосточный округ приходятся лишь 6 тысяч. Идет ли речь о прочих госпрограммах, например, льготного автолизинга («Своё дело», «Русский тягач»), пока неясно: для них цифра 45 тысяч выглядит чрезмерной.
Также не вполне понятна фраза о продлении программ льготного автокредитования до 2020 года и выделении под эти цели 15 миллиардов рублей. В любом случае, торопиться в дилерские центры незачем: механизма предоставления скидок пока нет.
Потеря обеих программ может затормозить восстановление российского авторынка, темпы которого упали ещё в июне. Вклад программ может показаться не таким уж значительным, например, за первые четыре месяца 2018 года «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» обеспечили продажу 86 тысяч автомобилей, что составило около 16% от объема рынка. При этом относительно прошлого года рынок вырос на 20%, то есть изрядную часть этой прибавки обеспечили именно госпрограммы.
О возможности возобновления программ в 2019 году чиновники отвечают уклончиво: по данным Минпромторга, ведомство обсуждает вопрос с Минфином.
А помощь авторынку еще может понадобиться: несмотря на уверенный рост по итогам первого полугодия, высок риск падения спроса, поскольку цены на автомобили достигли исторического максимума. Автомобильные марки не теряют оптимизма и везут нам очередную порцию новинок.
Артём Краснов