Ко мне прибежала мамаша своего ненаглядного чада и в слезах и соплях запричитала:
– Мой маленький мальчик собрался покупать мотоцикл!!!
Я задал ей всего один вопрос
– Вы меня видите? – мамаша удивленно кивнула утвердительно головой.
– Я получил свое первое водительское удостоверение в 16 лет именно на управление мотоциклом, и, как видите, 34 года спустя, стою перед вами.
Но, честно говоря, получение водительского удостоверения молодыми людьми по общемировой статистике ведет к увеличению числа ДТП. И прежде чем приводить цифры, еще раз напомню, для чего существуют автошколы.
Мозг человека приспособлен к движению со скоростями до 40 км/ч. На этой скорости сознание успевает обрабатывать всю информацию, поступающую от глаз. С другой стороны, тело человека приспособлено падать на скоростях до 40 км/ч без серьезных последствий, и генетическая память подсказывает человеку, что при передвижении на скоростях до 40 км/ч ничего страшного с ним не произойдет.
При обучении в автошколе на данной скорости человек чувствует себя комфортно – мозг успевает обрабатывать информацию о движении, при этом человек не испытывает страха за свою жизнь. Он просто учится ездить по дороге: воспринимать требования, знаки, интерпретировать сигналы светофора, следить за разметкой и другими участниками движения и самое главное – принимать решения.
Как только новичок перестает бояться дороги, он должен остаться на дороге один, и в первую очередь самостоятельно учиться ездить с большими скоростями. И ездить нужно каждый день, иначе навыки, приобретенные в автошколе, быстро утрачиваются. Примерно 1/3 новоиспеченных водителей после получения водительского удостоверения больше никогда за руль не садятся.
При этом при выпуске из автошколы должен быть соблюден баланс: с исчезновением страха перед дорогой не должно быть ложной уверенности в своих силах. То есть чем дольше начинающий водитель ездит по подсказке с инструктором, тем чаще он попадает в ДТП. Такова упрямая статистика.
И критерий готовности водителя к самостоятельному вождению давно выработан: если новоиспеченный водитель на экзамене в ГАИ успевает не только следить за дорожным движением, но и воспринимать на 100% указания инспектора и правильно их выполнять, то его мозг адаптировался к новому состоянию.
А теперь вернемся к вопросу о молодежи. Для них любой автомобиль – большая игрушка. Молодые люди не представляют себе последствий управления железной капсулой весом в тонну. А теперь представьте, что после обучения в автошколе они еще и теряют страх перед дорогой. И уже стоит задуматься.
В 18 лет юношей призывают в армию. Хочешь не хочешь, а обучать водителей для армии нужно. Потому получение водительского удостоверения без каких-либо ограничений в таком возрасте оправдано. Но когда особой надобности в передвижении на автомобиле нет, то я бы молодым людям настоятельно советовал не получать права на вождение до 24 лет.
Статистика упряма.
Исследования показывают, что повышение возрастного ограничения для водителей-новичков на один год в возрасте между 16 и 21 годом позволяет сократить риск аварийности в течение первого года вождения на 5-10%.
Риск ДТП с травматизмом для водителей возрастом от 20 до 24 лет составляет лишь 30-40% от риска водителей возрастом от 18 до 19 лет.
Анализ, сделанный в Норвегии о водителях тяжелых мотоциклов в возрасте от 18 до 19 лет, показал, что повышение возраста сдачи водительского экзамена с 18 до 19 лет позволил снизить риск аварийности на 10%.
Разница уровня риска аварийности между возрастными группами 18 и 21 год составляет 50-60%.
Еще хуже дело обстоит с молодыми начинающими водителями при приеме алкоголя:
водители в возрасте 18–24 лет с концентрацией алкоголя в крови более 0,5 промилле имеют риск быть погибшими в 900 раз больший, чем у водителей той же возрастной группы, но с концентрацией алкоголя в крови менее 0,5 промилле.
Данные взяты из книги Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения. Пер. с норв. Под редакцией проф. В.В.Сильянова. М.: МАДИ(ГТУ), 2001. 754с.
Двери любой автошколы открыты гражданам России при достижении ими 16-летнего возраста. В 17 лет можно сдать экзамен на права, а на следующий день после восемнадцатилетия человек считается взрослым и, получив свое водительское удостоверение в ГАИ, может на полном законном основании сесть за руль и выехать на дорогу.
Но прежде чем решиться на такой шаг, взрослым детям и их родителям следует хорошенько задуматься: конкретно в данный момент времени есть необходимость в водительском удостоверении для ребенка или нет? А потратить 20 тыс. руб. и 2,5 месяца на обучение вы всегда успеете. И чем позже человек идет учиться – тем безопаснее для него самого.
Фото: Юрий Панченко