Еду с озера по трассе. Приближаюсь к Т-образному перекрестку со стороны его отростка. Перед ним подобие лежачего полицейского, плюс яма – в общем, нужно тормозить. И тут гляжу, на заднем бампере налипла VW Jetta, да так, что мне в зеркало видно только ее верхнюю половину. Тетушка за рулем калякает по телефону. Классический пример водительского недержания дистанции.
Очень плавно оттормаживаю ее перед перекрестком, после поворота еду нарочито не быстро, чтобы дама обогнала. Но она то ли продолжает болтать по телефону, то ли боится и в нескромной манере готовится протереть пыль на моем бампере. Начинаю ее тормозить уже более явно, несколько раз порезче. Судя по жесту правой руки (в левой оказывается телефон), она весьма недовольна «каким-то чудаком впереди», но продолжает в своем духе. Несколько раз пускаю машину накатом до скорости 50 км/час, но, видимо, не для всех такое поведение красноречиво. Она думает, что я ее за что-то учу. А я не учу – скорее, пытаюсь выгнать из класса. А что еще делают с теми, у кого недержание?
Наконец, дама решилась и обогнала. Впереди метрах в пятидесяти шла колонна машин. Следующие минут 15 я наблюдал, как дама жмется к Honda Fit и мысленно сочувствовал владельцу последней. Потом дорога расширилась, она обогнала вереницу по правой разгонной полосе (при свободной левой, кстати), и вереница вздохнула с облегчением. Не скрою, отпустил в ее адрес несколько фольклорных выражений. К слову, знака «Начинающий водитель» у дамочки не было.
Как-то ездил с инструктором школы водительского мастерства BMW, и он рассказывал, что в качестве одного из упражнений для водителей-профессионалов используется скоростная езда на малой дистанции. Два автомобиля сцепляются веревкой длиной, скажем, 1-2 метра, и задний автомобиль (экзаменуемый) должен в точности повторять маневры лидера, причем скорости могут быть отнюдь не городскими. Думаю, такое под силу действительно профессионалам.
Но в обычной жизни травить автомобиль впереди бессмысленно. Честно, мне сложно понять логику этой дамочки, ибо не было даже конкурентов, которые угрожали бы вклиниться между нашими машинами, вынуждая ее на близость. Да и обгонять проще с относительно безопасной дистанции, когда и видимость лучше, и есть возможность набрать ход в своей полосе. Я могу оправдать ее поведение полной неопытностью, но тогда не вполне понятно желание мчаться быстрее потока.
Формально безопасная дистанция до автомобиля впереди должна обеспечивать нам торможение, даже если он врежется в бетонный столб. Однако в жизни такие расстояния непрактичны, например, при скорости 100 км/час тормозной путь у среднего автомобиля составляет порядка 40-50 метров, остановочный (с учетом времени реакции и срабатывания тормозных механизмов) – под 100 метров. Понятно, что растягиваться на трассе в колонну с интервалами 100 метров никто не будет, поэтому действует принцип разумной достаточности. Как минимум дистанция должна компенсировать время реакции/срабатывания, и при скорости 100 км/час это соответствует примерно 30 метрам или шести-семи корпусам автомобиля. В отдельных ситуациях мы едем ближе, что сопряжено с некоторым риском, но как минимум риск не должен быть постоянным.
В остальном лично мне комфортно отпустить автомобиль впереди, в том числе чтобы лучше видеть обстановку. И иметь возможность объехать яму, в которую он влетит.
Фото: Артем Краснов