Об уровне преподавания в автошколе судят по количеству курсантов, сдающих экзамен с первого раза. Для своих учеников я разработал систему, которая позволяет им раз и навсегда запомнить положения ПДД, а заодно и успешно сдать экзамен.
Частью этой системы являются два листочка, на которых напечатана самая необходимая информация, и которые я раздаю курсантам перед началом занятий в каждой группе. Их удобно свернуть и положить в карман или бросить в сумочку. На одной из страниц, например, собраны все цифры из ПДД. Едешь в маршрутке, достал листочек – и учи наизусть. Никакие книжки с собой таскать не нужно.
Еще на одной странице собраны фразы, которые я произношу в заключение каждой лекции. Надеюсь, они будут интересны читателям.
Регулировщик: из рукава в рукав и правее.
В момент смены разрешенного направления движения у регулировщика всегда обе руки вытянуты. Если одна рука показывает на вас, то вторая показывает, куда вам можно ехать. К разрешенному направлению движения добавляются все направления правее. Подробно – здесь.
Обязанности при ДТП: остановиться, включить, выставить.
ДТП – это всегда жесточайший стресс. Об обязанности остановиться и включить аварийку помнят все. Про знак аварийной остановки многие забывают и получают от прибывших на место ДТП инспекторов штраф. Про обязанности при ДТП подробно – здесь.
Кто идет на подъем – имеет преимущество, кто идет на спуск – дорогу уступает.
При остановке большегрузов на подъеме существует опасность их скатывания, что однозначно ведет к ДТП. Путь на подъем для большегрузов всегда должен быть свободным.
Желтая прерывистая линия разметки: остановка – разрешена, стоянка – запрещена.
Желтая сплошная линия разметки, нанесенная по краю проезжей части или по бордюру, запрещает остановку и стоянку, подробно – здесь. Желтая прерывистая остановиться разрешает.
Для экзаменов в ГАИ разработаны 40 билетов по 20 вопросов. Итого – 800 вопросов. Понятно, что среди них есть легкие и сложные. Самый сложный 5 вопрос в 38 билете касается желтой прерывистой линии разметки. Если вы готовитесь к экзамену в ГАИ, каждый день решайте 29, 17 и 38 билеты. Они самые сложные.
Синий маячок позволяет отступать от требований ПДД, сирена дает преимущество.
На загородной дороге вы догоняете колонну. Если сирена на сопровождающем автомобиле не включена, то можете обогнать колонну – нарушения нет. Подробно – здесь.
При трех и более полосах в попутном направлении в населенном пункте на левую полосу разрешается заезжать при повороте налево, развороте и интенсивном движении.
Если ваша скорость не зависит от скорости впереди идущего, то интенсивного движения нет, и занимать крайнюю левую полосу при движении между перекрестками нельзя. Логика понятна. Когда попутные и встречные автомобили выполняют эти пункты ПДД, то расстояние между встречными потоками как минимум 7 метров – ширина двух полос. Вероятность лобовых столкновений сведена к минимуму.
Обгон на перекрестке разрешен только по главной дороге в отсутствие разметки.
На всех остальных перекрестках обгон запрещен. Подробно – здесь.
Остановка запрещена на переезде, стоянка – на переезде и в 50 метрах до и после него.
Места запрещения остановки и стоянки всегда совпадают. Но есть два исключения. Первое, как уже сказано, – переезд. Второе – проезжая часть главной дороги вне населенного пункта. Остановиться на ней можно, стоять – нельзя.
На габаритных огнях не ездят. На габаритах только буксируются.
В темное время суток и при недостаточной видимости автомобиль должен быть обозначен на дороге фарами. Ездить на габаритах запрещено. Такой автомобиль незаметен встречным. Однако при буксировке на втором автомобиле включать фары нельзя, а на прицепах фар вообще нет.
В тумане и ночью расстояния кажутся большими, скорости встречных автомобилей – меньшими.
В ясную погоду встречные автомобили видны на большем расстоянии. В памяти это расстояние фиксируется. Ночью в пасмурную погоду глаз начинает улавливать очертания предметов на меньшем расстоянии, но сознание автоматически отодвигает автомобили на то расстояние, которое имело место в ясную погоду.
Аналогично – в тумане. Но природа данного явления – другая. Дело в том, что над горизонтом всегда есть дымка в солнечный и яркий день. Когда мозг обрабатывает информацию, полученную от глаз, он воспринимает туман как дымку и «отодвигает» объекты в тумане на линию горизонта. У этого явления есть обратный эффект: после дождя, когда даже пыли в воздухе нет, мозг воспринимает все расстояния меньше, чем на самом деле. Подробно – здесь.
Для увеличения радиуса поворота в правый поворот входим из левого положения, в левый поворот – из правого.
Формула центробежной силы F=m V2/R.
Первый способ уменьшить центробежную силу – это снизить скорость до поворота. Второй – увеличить радиус. Ширина полосы больше, чем ширина автомобиля. Если в повороте использовать всю ширину полосы указанным способом, то есть возможность увеличить радиус. Например, левый поворот из правого положения.
На рисунке центр поворота и радиус показаны в масштабе.
На сегодня, думаю, достаточно. Всего таких фраз на одной из страниц листочков, которые я раздаю курсантам, 29. Перечислять их все и расшифровывать – утомительно. Будет интерес, продолжу их перечисление.
Вообще конспект моих лекций – это 143 страницы мелкого шрифта формата А4 и 1600 слайдов, которые охватывают всю программу обучения в полном объеме.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Иллюстрации Юрия Панченко