Скорость, с которой обязан двигаться водитель, должна обеспечивать ему возможность постоянного контроля за движением. Глупо требовать от новичков, которые впервые садятся за руль, немедленно начинать ездить с максимально разрешенной скоростью по городу 60 км/ч и за городом – 90 км/ч. Их внимание полностью поглощено управлением автомобилем. Тренируясь, они постепенно доводят свои действия до автоматизма, и уже к окончанию автошколы уверенно ездят со скоростью порядка 40 км/ч.
Движение с меньшей скоростью не приветствуется – это говорит о слабой подготовке. Движение с большей скоростью крайне нежелательно. Представьте себе, что вы пришли к стоматологу лечить зуб, а он с абсолютно счастливым выражением лица вещает, что вы у него первый клиент, которого он будет лечить полностью самостоятельно. Как вам ситуация? А инструкторы автошкол и инспекторы ГАИ каждый день оказываются в подобной обстановке. И они чувствуют себя крайне неуютно, когда водитель, отъездивший за свою жизнь всего 50 часов, едет быстрее 40 км/ч.
Кстати, скорость 40 км/ч – это порог, когда при наезде на пешехода в большинстве случаев пешеход остается жив.
По перечисленным причинам, данная скорость с давних времен установлена как оптимальная для обучения, сдачи экзамена и начала самостоятельного вождения. Как следствие, первое, с чем встречаются выпускники автошколы, – это неумение двигаться со скоростью потока.
Казалось бы, давайте увеличим количество часов вождения, и пусть ученики ездят под присмотром инструктора, пока не научатся двигаться с нормальной скоростью. Увы. Зарубежный опыт подсказывает, что чем дольше новичок тренируется с инструктором, тем чаще он попадает в ДТП. И наоборот, чем больше он ездит самостоятельно, тем неприятности случаются с ним реже.
Рисунок взят из книги Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения
Пер. с норв. Под редакцией проф. В.В.Сильянова. М.: МАДИ(ГТУ), 2001. 754с.
Любой «опытный водитель» знает, что за превышение скорости до 20 км/ч штраф в настоящее время не полагается, а потому по городу можно гнать под 80 км/ч. На этом фоне автомобиль, движущийся в два раза медленнее, представляет опасность.
Вот и получается, когда по телевидению выступает какой-нибудь генерал от ГАИ и вещает, что автошколы плохо учат, у большинства водителей со стажем складывается абсолютно законченное впечатление в достоверности данных слов, ведь в реальном мире они видят выпускников, которые не могут нормально ездить.
Как найти «золотую середину»? Ее не надо искать – она давно известна. После окончания автошколы водителю необходимо ездить каждый день. При этом или выбирать время, когда автомобилей на дороге мало, или выбирать дороги, где автомобили – редкость.
На проблему выбора скорости движения для новичков можно взглянуть и с обратной стороны.
Мозг, сознание, фиксируя во время движения мелькание на периферии зрения, пытается распознать предметы. Со временем данная задача решается все проще – сознание бессознательно тренируется, и у водителя помимо его воли развивается боковое зрение.
Опытные водители по сравнению с новичками видят и осознают гораздо большее пространство справа и слева от дороги. Соответственно, у них больше времени, чтобы среагировать на появление неадекватных водителей со второстепенной дороги, выпрыгиванию пешеходов в темное время в темной одежде из темных кустов, пикированию птиц, появлению лосей.
Раз у водителей достаточно времени, чтобы среагировать на опасность, то они могут двигаться с большей скоростью не в ущерб безопасности.
Новички приобретут этот навык, они научатся «боковому зрению». Но для этого необходимо проехать 30-40 тысяч километров. По сравнению с этими цифрами увеличение часов вождения в автошколе в полтора раза в недавнем прошлом (с 32 до 50 часов) выглядит смешно. По новым программам предполагается увеличение часов вождения аж до 56!
В недалеком прошлом обучать вождению мог любой водитель со стажем более трех лет на любом автомобиле. Понятно, что он выбирал дорогу или время, где и когда автомобилей мало или вовсе нет, так как не собирался разбивать свой автомобиль. Сам действовал аккуратно, и за учеником следил каждую долю секунды. В результате до прихода в автошколу кандидаты в водители накатывали не одни десяток, а то и сотен часов. Они уже были подготовлены к тому, чтобы сесть за руль. Данную возможность прикрыли без ссылки на статистику аварий в процессе обучения. Более того, за попытку обучать кого-либо вождению самостоятельно, суммарный штраф на обучаемого и обучающегося сегодня составит от 35 до 45 тысяч рублей.
Оставляю между строк, с какой целью это сделано.
30 лет назад и мне довелось сдавать экзамен на высокое звание водителя. К нам в автошколу пришли два инспектора, раздали билеты, мы их прорешали, сдали листочки. Тут же огласили результаты экзамена и сказали приходить на следующий день за удостоверениями в ГАИ. На вопрос: «А вождение?» – инспектор удивился: «Вы что, ездить не умеете?» Дорожная обстановка была совсем иной.
За последние три года количество автомобилей на дорогах России увеличилось на треть. Новички, которые впервые сели за руль буквально три года назад, и которым сегодня присваивается разряд «опытный водитель», было намного легче, чем нынешним выпускникам автошкол. Вспомните свои первые самостоятельные выезды, и относитесь к водителям с желтым квадратом на заднем стекле благосклонно. Доказывать превосходство над заведомо слабым – не солидно.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.