Один человек сказал мне: «Я езжу безаварийно. В прошлом году у меня было пять аварий, но во всех я не виноват». На мою саркастическую улыбку он добавил: «Все пять раз – наезды сзади».
Вообще это самый популярный вид аварий в городе. А тут еще праздники, снегопад, повышенный эмоциональный градус… В нынешние каникулы задних вариантов было предостаточно, и пока я лавировал вокруг них, вспомнил того знакомого и подумал вот о чем.
Наезд сзади, наверное, самый очевидный вариант с точки зрения виновности – кто сзади, тот и виноват. Пункт 9.10 ПДД оставляет весьма скудное пространство для споров: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения…» Могут быть нюансы, например, если удастся доказать, что водитель впереди внезапно тормозил без необходимости (скажем, «учил») или резко перестроился в полосу на малой скорости. Впрочем, эти обстоятельства зачастую не так-то просто задокументировать, да и в принципе в большинстве подобных наездов виноват задний. С этим я не спорю.
И все же есть ощущение, что порой часть вины лежит и на переднем водителе, пусть не по ПДД, а просто исходя из здравого смысла. По крайней мере, мой знакомый явно делал что-то не так. Полагаю, если бы он играл в русскую рулетку, то застрелился бы пять раз. Одним патроном.
Стиль езды некоторых водителей таков, что прямо соблазняет едущих позади хорошенько дать им по заднице. А то и углубиться в нее этак на полметра. Популярный сценарий – торопливость вкупе с нерешительностью. Например, стоя на светофоре, водитель уже предчувствует зеленый свет, стартует, а зеленый все не загорается. И он внезапно тормозит. Нет, я не оправдываю разиню, который чпокнет его в задний бампер, но если второй виновный, то первый – провокатор. Кстати, наблюдение: любители выехать поглубже на перекресток и нервно подкатывать к нему, пока горит красный, почему-то долго тупят, когда загорается зеленый. Впрочем, это другая тема.
Еще одно популярное место встреч: выезды с виадуков под острым углом. Это когда вы должны пропускать машины, которые едут у вас откуда-то из-за плеча. Если на таком выезде собрался паровозик из двух и более машин, задним приходится тяжко: им нужно и вперед глядеть, и через плечо, и жаль, что мы не утки с «кругозором» в 300 градусов. И если первый водитель тронулся, а потом почему-то резко затормозил (испугался, недооценил), то вероятность аварии измеряется не в долях – в десятках процентов. И, конечно, снова виноват задний, ибо вне зависимости от обстоятельств нужно смотреть, куда едешь. И все-таки водитель, стоящий первым, должен понимать, что уж лучше ему выехать в один присест – дождаться промежутка и дать по газам.
И так сценариев можно накидать массу: скажем, любители перестаиваться в быстрый ряд на малом ходу. Лучше выровнять скорость еще до перестроения, а если это невозможно, то хотя бы утопить педаль газа. Резкий разгон перед перекрестком, чтобы успеть, вкупе с резким торможением, потому что не успеваешь – также хороший повод разнообразить свою жизнь случайным знакомством. Кнопка «Отмена последнего действия» хороша на компьютере, а в реале лучше сначала думать, а потом делать.
К счастью, большинство водителей водят вполне однозначно, так что к группе риска не относятся. Но есть и отдельная группа особенно мудрых и опытных автомобилистов (тут без сарказма), которые контролируют ситуацию сзади почти с той же тщательностью, что и перед собой. Наверное, по той же причине, по которой профессиональные актеры учат текст не только своего героя, но и всех его собеседников. Чтобы всегда знать наперед.
Один раз лично видел ситуацию: на шестиполосной дороге машины встали перед стоп-линией на красный. А светофор в том месте пешеходный, не особенно заметный. Некий ротозей сзади поддал газу как раз в тот момент, когда остальные начали тормозить. И когда наш антигерой сообразил, что к чему, было уже поздновато. Он тормозил, конечно, даже машину наискосок выставил, но все равно не успевал. И тут машина, которой он метил в зад, как шахматная фигура впрыгивает по диагонали в соседний ряд, оставляя чудаку как раз 2-3 недостающие метра дистанции. Мне хотелось выйти и пожать водителю той машины руку, ибо в этом маневре было все: и опыт, и внимательность, и реакция, и чистая рулежка.
Происходящее в зеркале заднего вида нужно оценивать критически и постоянно. Каждые пару секунд. Понятно, что бывают ситуации, когда нужно тормозить в пол и уже не важно, что там сзади – тут уж из двух зол выбираем меньшее. Но такие случаи – редкость.
А если речь о рутинных торможениях, то выполнять их нужно целесообразно. Смотрим в зеркало, выявляем дебилов, и если дебилометр показывает бурю, действуем по обстоятельствам. Иногда достаточно пугнуть висящую на хвосте машину легким касанием тормоза, чтобы зажглись стоп-сигналы без реального замедления. Либо тормозить плавно. Либо сначала порезче, чтобы припугнуть, а потом плавно, оставляя место для маневра. А иной раз нужно быть готовым увернуться. Универсальных рецептов нет, просто вы тоже кое-что можете, чтобы избежать наезда сзади. Кстати, если кто-то считает такую аварию неопасной для обитателей передней машины, есть плохая новость: высока вероятность травм шейных отделов позвоночника, которые могут ощущаться всю жизнь. Это не считая риска быть выброшенным на пешехода или встречную полосу. Попутно напомним, что пропуская машины при повороте налево, нежелательно выворачивать влево колеса: в случае наезда сзади велика вероятность улететь на встречку.
А вообще стоит взглянуть на ситуацию шире: идет ли речь о торможении или маневрировании, главное – оставаться предсказуемым и понятным для остальных участников движения. Все как на катке: быстро ли едем , медленно ли, главное – без лишней суеты.
Артем Краснов родился в 1979 году в Челябинске с мечтой об автомобиле. Впоследствии променяет карьеру инженера-двигателиста на стезю автомобильного журналиста. К этому его подтолкнет безудержная тяга к халяве, ведь тестовые машины обычно дают с полным баком. Аполитичен, хобби не имеет, футболом не увлекается. Любимый вид спорта – «Формула 1». Эталоном автомобильной журналистики считает не TopGear, а российский журнал «Авторевю» и английский EVO. С 2010 года ведет свой блог, пишет рассказы.