Желание выпить пересилило страх, и я согласился стать пассажиром заднего сиденья «Оки». Треск двухцилиндрового моторчика с подростковой хрипотцой заставил усомниться, тронется ли эта табакерка, и первые метры не покидало фатальное ощущение, будто съедем с горки, и шабаш. Финита.
Но нет, едем. Даже на главную вырулили. Снизу что-то трогательно лязгает, но прелесть в том, что всем на это плевать. Инструментальная диагностика здесь ни к чему – отвалится, заменим.
Оценка машины сильно зависит от ожиданий. Если ожидаешь многого, наверняка разочаруешься. Так, некоторые морщат попу от топового «Мерса», потому что поездили в Германии на Rolls-Royce старшего партнера, обрекшем их на вечную сварливость. Но когда садишься в «Оку», ожидания не то что низки – они просто отсутствуют. Душа очищается от всего наносного, и я с удивлением обнаруживаю, что на втором ряду «Оки» по-прежнему не тесно. Восемь лет назад я ездил здесь пассажиром в Москву, но тогда и сравнивать было не с чем. А сейчас скажу так – места для коленей не меньше, чем в Mazda2 или Opel Corsa. Ну да, сидушки ни к черту – точно в зале ожидания аэропорта. И шевелюра елозит по потолку. А для левой руки не хватает подлокотника. Но в целом – терпимо. Если ты сорок минут ожидал маршрутку, то заднее сиденье «Оки» – это еще не ссылка. Это лишь условный срок.
И динамика разгона не кажется слабой. Я прикидывал, что средний поток в городе ускоряется куда ниже паспортных обещаний, и ускорение эквивалентно набору «сотни» за 20-25 секунд. «Ока» на это способна.
Кондиционера нет – ветер неистово задувает через огромные передние окна. Подвеска работает с громкими охами, но миниатюрные колесики на удивление неплохо справляются с рельсами.
И тут происходит что-то удивительное. Мы несемся на сумасшедшей скорости 75 км/час. Нас четверо – два парня, и две девушки. За окном вечер жаркого дня. Спутница что-то кричит мне, но я почти ничего не слышу из-за грохота. Настроение зашкаливает. Хочется ехать и ехать, наслаждаясь этой голодранской свободой, которая проистекает из факта, что чем меньше имеешь, тем меньше рискуешь потерять. В «Оке» невозможно быть раздражительным – такое настроение слишком быстро тебя убьет. Здесь нужно быть позитивным, молодым и дерзким.
На светофоре бок о бок с нами причаливает Lexus LX. Мы ему по пояс, не сказать хуже, а сверху через окно без тени стеснения над нами ржет какой-то бритый молодец. Он тычет пальцем, наверное, потому что не знает о существовании второго ряда в «Оке». Он думает, что мы едем в багажнике.
На следующем светофоре мы снова оказываемся бок о бок с этим Lexus, потому что он не угадал с рядом. Теперь над нами ржут все трое обитателей салона, включая блондинку за рулем, но это добродушный смех. Мы ржем им в ответ и рычим двигателем. Такое расположение окружающих можно завоевать только в недорогом кабриолете или «Оке».
Кто гонялся за «Окой» по городу, знает чувство досады, когда какая-то юродивая шмакодявка с велосипедным нахальством оказываться впереди на каждом светофоре. В это смысле «Ока» лучше «Лексуса» да и вообще любого известного мне автомобиля. Даже пронырливый «Смарт» не так хорош, потому что к малым габаритам «Оки» добавляется молодежная беспринципность водителя, который не поленится встать в правый ряд, а потом обогнуть троллейбус по обочине.
Наша поездка оканчивается досадно быстро. Меня эвакуируют с заднего сиденья, прическа взъерошена феном сквозняков, а грудь переполняет абсурдное ликование. И я думаю – а зря АВТОВАЗ убил этот проект. Вернее, подкинул в чужие семьи.
На то были причины. Нишевая «Ока» для тольяттинского гиганта вместо дойной коровы стала этаким насекомым-паразитом. Ее задумывали как народный автомобиль, но с таким багажником-бардачком она не могла быть народной. Народ в нее просто не входил. Сюда входила пара влюбленных с собакой, которым чем теснее – тем лучше. Но в масштабах государства влюбленные и вообще молодежь выглядели статистической погрешностью.
Это автомобиль для прослойки юных, небогатых, романтичных, неопытных, ищущих, но именно в этой ипостаси он бесподобен. Если бы завод правильно позиционировал «Оку» и уделял ей толику внимания, спрос был бы стабильным. Это бесспорно. Ее бы покупали, как первый автомобиль в семье, а годами позже – как второй. И через каждую молодую семью проходило бы по две «Оки» – разве этого мало?
Проблема в том, что проект «Ока» возможен лишь при грамотном менеджменте. Потому что именно в классе сверхмалых автомобилей обычные противоречия между ценой и качеством достигают критических величин. Здесь нет запаса на ошибку. Проблема маленьких машин – безопасность. Современные аналоги «Оки», вроде Smart и Toyota iQ, стоят космических денег, потому что разрабатывались под жесткие требования защищенности пассажиров. И не факт, что «Ока», набирающая хотя бы три звезды EuroNCAP, стоила бы дешевле трехзвездочного «Матиза».
Но все же я оптимист. В конце концов, на ней не хочется ездить опасно. Ты ощущаешь уязвимость с первых метров пути, поэтому «окаводы» аккуратны, а этой порой важнее количества подушек безопасности.
Возможно, грамотный менеджер слегка растянул бы ей колесную базу, усилил кузов, добавил просвет, увеличил колесики и продавал как мини-кроссовер за смешные деньги?