Вывести на улицы больше эвакуаторов, перестроить работу светофоров, закрыть центр для въезда грузовиков – каких только путей избавления города от пробок не предлагают тюменцы. А что если взять и вообще отказаться от автомобиля? Можно ли считать Тюмень городом для пешеходов, есть ли плюсы в безлошадном существовании? Автор этого материала попытался получить ответы на волнующие его лично вопросы, используя свой личный опыт.
Вот уже почти неделю, как несчастный автожурналист превратился из водителя в пешехода. Превращение было внезапным. Возможно с этим и был связан тот поток признаний в любви к «своей ласточке» и причитаний «как же теперь без тебя жить». Еще два года назад таких бурных эмоций просто не могло бы быть, ведь автор этих строк был уверен, что автомобиль – всего лишь средство передвижения, железо.
Естественно, что человек, лишаясь какой-то составной части своей жизни, начинает о ней жалеть. Но поскольку шансы на обратное превращение в активного автомобилиста остаются достаточно призрачными, придется искать плюсы в пешеходной жизни. Итак, разберемся, какие преимущества имеет человек, свободный от машины.
Плюсы:
Экономия. Безусловно, добираться до работы и обратно на автобусе, и даже на такси, дешевле, чем на собственном автомобиле. Ведь нужно учитывать не только стоимость бензина, но и затраты на расходные материалы, на мойку, на страховку, внезапный ремонт и так далее.
Свобода передвижения на маленьких дистанциях. Да, на автомобиле можно добраться до отдаленных точек быстрее, чем на общественном транспорте. Но ноги человека – намного более удобное устройство, чтобы миновать пробку, свернуть в нужный проулок, даже если там «кирпич» и, что самое главное — припарковаться прямо в офисе.
Отсутствие штрафов. Конечно, в Тюмени штрафуют пешеходов. Но шансы нарваться на строгого инспектора ГИБДД у автомобилиста намного выше, также как и размеры штрафа.
Расширение сознания. Неделю проездив на маршрутках и автобусах, можно увидеть, сколько красивых людей в нашем городе. Красавицы с курчавыми гривами, юноши с бездонными очами – это ли не встреча с прекрасным? Нет, можно, конечно, и на некрасивых насмотреться, но мы ведь ищем плюсы! Машина у водителя одна, а автобус – каждое утро разный, с разными людьми, с разными историями. В общем, общественный транспорт – это незаменимая вещь, если вы – человек творческий, а ваша муза вдруг повадилась налево.
Но на этой красивой ноте плюсы, пожалуй, заканчиваются. Посмотрим теперь, каких радостей жизни лишен автомобилист.
Минусы:
Утренняя разминка. Это давно забытое чувство, когда маршрутка уходит прямо у тебя из-под носа. Можно, конечно, попытаться ее догнать, но чаще этот спортивный подвиг радует тех, кто давно занял места поудобнее, а не вас.
Год назад я бы обязательно добавила, что гимнастические упражнения приходится проделывать и в самом салоне автобуса, но врать не буду. Например, сегодня утром мне даже досталось свободное сидячее место. Возможно, конечно, потому что время было уже поздним, но что есть, то есть: утром я ехала в общественном транспорте, а не в банке с кильками.
Вечерние медитации. «Пусть сейчас придет моя маршрутка, пусть сейчас придет моя маршрутка», – такую мантру читают все жители отдаленных микрорайонов и загородных поселков. Что бы ни говорили чиновники, ситуация не меняется. После девяти часов из города, например в Московский, уехать почти невозможно. На час раньше увезти ноги домой можно, но при условии, что восьмичасовая маршрутка не ушла от вас, как в предыдущем примере.
Силовые тренировки. Автомобилист, помимо того, что возит себя, имеет возможность погрузить в машину все необходимые ему вещи. Пешеход же вынужден таскать свои вещи на собственных плечах.
Бег с прыжками. Еще одно спортивное упражнение для тренировки тюменцев. Самые тренированные люди живут, конечно, в центре. Чтобы максимально увеличить пропускную способность улиц, время, отведенное пешеходам для передвижения по проезжей части, было сокращено до минимума. Поэтому пешеходам приходится стоять в пробках, именно стоять, а не сидеть, как автомобилистам.
Из проведенного эксперимента следует: тюменский пешеход – человек экономный, одухотворенный и подтянутый. Однако у автомобилиста есть одно неоспоримое преимущество: в его распоряжении намного больше времени. Имея под рукой машину, можно успеть сделать намного больше дел, чем без нее. Забрать ребенка из садика, заехать в магазин за покупками, рвануть за город к друзьям – все это доступно тому, кто за рулем.
Легко ли отказаться от автомобиля? На этот вопрос мы попросили ответить известных тюменцев.
Директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев:
Я бы отказался от автомобиля только в том случае, если бы бензин стал стоить раз в 20 дороже, чем сейчас. Или если бы общественный транспорт стал ходить так, как мне удобно. Сейчас же, когда утром автобус уходит только в шесть часов, отказаться от собственного автомобиля мне не представляется возможным.
Руководитель управы Центрального административного округа Тюмени Валерий Борисов:
Я практически не пользуюсь автомобилем в городе. Поскольку я живу за городом, на работу я добираюсь на служебной машине. А в течение дня автомобиль мне не нужен, я в основном хожу пешком.
Шоумен Иван Крылов:
Я бы отказался от личного автомобиля, только если бы у меня был автомобиль с водителем. Машина мне нужна по работе, я в ней провожу практически целый день. Кроме того, мне просто очень нравится водить.