Самостоятельное обучение водительскому мастерству может оказаться под запретом. В Госдуме проект поправок, отменяющих самоподготовку, не вызвал возражений. Так что у желающих получить права без помощи автошколы запас времени на исходе, а в многолетнем споре о качестве самостоятельного обучения будет поставлена точка.
Эти дискуссии на прошлой неделе вновь набрали обороты. Верховный суд страны отказал в удовлетворении иска жителю Татарстана Камилю Мухаметову, который выступил против самоподготовки. По его мнению, водители, допущенные за руль без обучения в автошколе, представляют огромную опасность на дороге. Нет гарантий, что они тщательно изучили свод правил и получили права без помощи «лохматой руки». Между тем суд сослался на действующие законы, которые допускают к экзаменам и выпускников автошкол, и самостоятельных учеников.
Как поясняют в ГИБДД, самостоятельная подготовка – это не только изучение теории, но и освоение практического вождения. «Но если раньше «инструктором» мог быть каждый водитель со стажем от трех лет и более, сейчас обучение разрешено только на специально оборудованном автомобиле. Поэтому к профессиональному инструктору все равно придется обращаться», – уточняют в пресс-службе.
Но этой самостоятельности вскоре положат конец, и гражданину Мухаметову будет повод для радости. В Госдуме обсудили проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», и отмена самоподготовки не вызвала возражений. Поэтому вскоре все кандидаты в водители будут проходить через автошколы с освоением полноценной программы как в теории, так и в практике. А это как минимум два месяца, включая 56 часов за баранкой.
Между прочим, в отличие от самоподготовки, экстерном получить права невозможно и сейчас: «В 2008 году многие автошколы работали и по сокращенным программам, и с самоподготовкой, потом все это сошло на нет. Был очень низкий результат по сдаче экзаменов. Сейчас ученик может организовать «тренировку» по вождению в частном порядке, договорившись с инструктором. В Центральной России четвертая часть кандидатов в водители приходит на экзамены после самостоятельного обучения. И это вызывает много нареканий. Ведь за такого «выпускника» никто не несет ответственности, по ним ГИБДД даже статистику аварийности не ведет. Если по автошколам формируют рейтинг, то здесь вообще никакой отчетности, – говорит представитель Министерства образования Олег Поленин. – Еще одна причина для отмены самоподготовки – низкий уровень знаний, навыков. Например, средний процент сдачи экзамена с первого раза – 43%, у тех, кто готовился самостоятельно, – всего 5%».
Проблема в том, что за самостоятельными учениками нет никакого контроля и с них не требуют отчетности о проделанной работе. То есть человек может худо-бедно выучить ПДД, откатать несколько часов с инструктором (или «по-серому» с любым добровольцем, который готов доверить свою машину неопытной голове) и оказаться в числе претендентов на удостоверение.
«Человек в силах сам организовать процесс обучения: или обратиться в учебное заведение, или договориться с инструктором в частном порядке. При этом с тех, кто готовился самостоятельно, никто не вправе спрашивать какие-то ведомости о количестве откатанных часов, сертификаты и так далее. То есть вы можете прийти в экзаменационное отделение с заявлением, с медсправкой и отправиться сдавать на права, – говорит представитель ВОА Николай Живец. – Есть заведения, которые организуют процесс подготовки, но не обучение, – они готовы «заложить основы» вождения за две недели, хотя минимальный срок обучения не может быть менее двух месяцев. Многие автошколы вообще не работают с самоподготовкой: зачем им брать на себя ответственность за тех, кто пришел со стороны? На мой взгляд, у обучения в автошколе есть большое преимущество: они формируют правильное и единообразное понимание правил».
Те, кто обходится собственными силами, зачастую показывают на экзаменах уровень гораздо ниже, чем выпускники учебных учреждений. Если брать цифры минобразования, то после автошколы каждый второй может сдать вождение с первого раза, и только каждый пятый самоучка обзаводится правами с первой попытки. Это подтверждают и в ГИБДД, которую часто обвиняют в «завале» самоучек, – они просто не готовы к дороге. В итоге – многократные пересдачи, которые и деньги вытягивают, и время просят. Самоучкам сложнее выходить на экзамен психологически: тестируют их на автомобилях ГИБДД, где установлено видеонаблюдение.
«Одна из причин, почему готовятся к экзаменам самостоятельно, – хотят получить права побыстрее. Но с моего стороннего взгляда, как раз к таким кандидатам инспекторы подходят гораздо жестче и внимательнее. Бывает, что группа, где человек мог отучиться и сдавать с ней общим потоком, уже с удостоверениями, а он никак не может сдать практику», – рассказывает представитель одной из автошкол.
Официально сотрудники ГИБДД эту информацию не подтверждают, ссылаясь на беспристрастие: «Единый подход к проверке знаний кандидатов в водители обеспечивает равные условия для получения водительских удостоверений как после обучения в образовательных учреждениях, так и после самостоятельный подготовки»,— цитирует «КоммерсантЪ» замначальника отдела организации экзаменационной работы ГУОБДД МВД России Дмитрия Желтенкова.
Эксперты считают, что выдать права после самоподготовки – это все равно, что продать их. Между прочим, экономия на самостоятельном обучении может и не выгореть. Как правило, инструкторы за час вне рабочего времени берут дороже. Если представить себе добросовестного ученика, который готов откатать все программные часы с инструктором, он заплатит больше, чем за полный курс в автошколе. Средняя цена обучения (вместе с теорией) – 15 000 рублей. За эти деньги самоучка может освоить не больше половины положенных часов. И это при том, что выпускники автошкол сетуют на нехватку практики даже в полной программе.
Сейчас со стороны надзорных органов часто доносится критика по качеству подготовки в автошколах, и «самовыдвиженцы» в водители вряд ли смогут сделать дорожный контингент лучше.