Если житель Нью-Йорка откажется от автомобиля в пользу общественного транспорта, он сэкономит 14 тысяч 376 долларов в год. Экономия чикагца – 11 тысяч 889 долларов, вашингтонца – 9944 долларов. Такие цифры предоставила Ассоциация общественного транспорта с целью мотивировать людей отказываться от автомобиля.
А сколько при тех же условиях сэкономит наш человек и сэкономит ли вообще? Американцы проводили расчет для ежегодного пробега 15 000 миль (24 тысячи километров) и расхода топлива – 23 mpg (10 л/100 км). После недавнего подорожания горючки в США, цена топлива у них даже выше, чем у нас: $3,47 за галлон (26 рублей за литр) и примерно 23-25 рубля за литр в России (примем 24 рубля).
Стоимость эксплуатации считалась для двух машин – годовалого гольф-классника ценой 550 тысяч рублей и девятилетних «жигулей» за 60 тысяч рублей. Годовые расходы по отдельным статьям приведены в таблицах внизу. Полученные значения условны, ведь расходы зависят от множества факторов, но цифры позволяют сориентироваться в ситуации.
Расходы на общественный транспорт вычислялись для семьи из двух человек, которые ежедневно ездят на работу в маршрутке без пересадок, имеют сад в 40 км от города, который посещают 80 дней в году, пять раз в год ездят к родственникам на расстояние 300 км, плюс делают по сто поездок в год на маршрутке в остальные дни. Такие допущения оправданны, ибо мы ведем речь о ежегодном пробеге порядка 24 000 км.
При таких условиях общественный транспорт, естественно, экономичнее «жигулей», но разница не катастрофическая – 80 200 против 48 300. Ежедневная экономия «безлошадного» составляет порядка 87 рублей.
Ситуация резко меняется, если мы ездим на иномарке среднего класса – тут уж годовые расходы составляют 184 500, и в этом случае экономия на общественном транспорте 136 200 рублей ($4 779) в год. Это в три раза меньше, чем у ньюйоркца, но все равно ощутимо. Каждый день эксплуатации средней иномарки обходится нашему жителю примерно в 505 рублей, и за эти деньги можно ездить на такси. А можно еще добавить расходы по кредиту (если есть), и тогда сумма увеличится процентов на 20.
Получается, тюменцы, вроде виртуального владельца иномарки, тратят по 15 тысяч рублей в месяц за удовольствие быть мобильным. Безусловно есть те, кто могут себе позволить это без натяжек, но для многих такие расходы ощутимы. Если бы 15 тысяч в месяц были «плевыми» деньгами, не было бы такого количества иномарок, купленных в кредит, и такого интереса к бюджетным автомобилям.
Так, может, ну его? Ежедневная «выгода» в случае использования общественного транспорта – 373 рубля. На эти деньги можно еженедельно ужинать в ресторане или оплачивать коммуналку (за однокомнатную квартиру). Разве не соблазнительная экономия? Мы обратились с таким вопросом к людям, которые ездят на хороших машинах, и вот что они ответили.
«Сложно свести в таблицу хамство пассажиров и водителей маршруток, неизменно орущий шансон, адреналин от рискованных манёвров, – считает владелец Kia Spectra Михаил. – А какой чудесный запах иногда стоит в этих повозках после праздничных выходных или в жаркий летний день... Или как учесть ежедневный часовой недосып из-за чудовищно неторопливых автобусов? Приведённая таблица выглядит соблазнительно только для человека, никогда не пользовавшегося общественным транспортом в ежедневном режиме».
«Пожив некоторое время в Штатах, я пришла у четкому осознанию необходимости авто. Вернувшись и купив авто, я больше не хочу на общественный транспорт, даже если он дешевле обходится, – говорит Анна. – К тому же на авто передвигаться быстрее (даже с соблюдением скоростного режима), а для многих время – деньги».
Владелец Ford Fusion Андрей: «Переплата, конечно, жесткая, но она не заставит отказаться от автомобиля. На общественном транспорте я потрачу на это целый день, про здоровье вообще молчу. И еще один момент, не совсем явный. Для многих в России (начальник среднего звена, менеджер, торговый представитель и т.п.) автомобиль – это возможность получить неплохую должность, ну и далее двигаться по карьерной лестнице. То есть наличие машины – это потенциальное увеличение дохода, а не только расходы. В вакансиях часто встретишь требование о наличии авто».
«Из минусов маршруток еще несколько вещей укажу: карманники, пьяное быдло, инфекции, оторванные пуговицы, обтоптанные ботинки, химчистка одежды», – добавляет Валерий.
Автомобилизм чем-то похож на вредную привычку – стоит втянуться, и бросить почти невозможно. Быть может, реформа общественного транспорта изменит отношение челябинцев к вопросу?
Впрочем, автопроизводители без боя не сдадутся. Основная статья расходов на личный транспорт – это стоимость топлива, однако уже сейчас появляются машины, способные сократить эти расходы если не до нуля, то в десятки раз (см. видео).
Ежегодные расходы на иностранный автомобиль
Ежегодные расходы на отечественный автомобиль
Ежегодные расходы на общественный транспорт