Авто Каско: тюменцы пострадали от сговора страховщиков

Каско: тюменцы пострадали от сговора страховщиков

Штраф в размере 70 миллионов рублей грозит семи крупным российским страховым компаниям, обвиняемым в ценовом сговоре. Как установило расследование Федеральной антимонопольной службы, страховщики занимались продажами полисов каско на невыгодных для клиента

Штраф в размере 70 миллионов рублей грозит семи крупным российским страховым компаниям, обвиняемым в ценовом сговоре. Как установило расследование Федеральной антимонопольной службы, страховщики занимались продажами полисов каско на невыгодных для клиента условиях. От неправомерных действий страховых компаний пострадали и жители Тюменской области.

Каскострофа

По сообщению пресс-службы ФАС России, дело о ценовом сговоре между ЗАО «Компания розничного кредитования» (ЗАО «КРК»), коммерческим банком «Компания розничного кредитования» (КБ «КРК») и страховыми компаниями: (ОАО) и ООО «КРК-Страхование», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СГ МСК», ООО «Росгосстрах», ООО «СГ «Адмирал», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ОАО «Русская Страховая Компания» – было возбуждено по жалобам 24 граждан, которые сообщили, что при приобретении транспортного средства в рассрочку или в кредит компания или банк навязывали невыгодные условия.

Клиентам ограничивали выбор страховой организации при страховании транспортного средства, переданного в залог, а заемщик обязан был уплачивать страховую премию каждый год, как за новый автомобиль, то есть без учета износа транспортного средства и коэффициентов за безаварийную езду. Была установлена единая ставка в размере 9,99% от стоимости нового автомобиля на каждый год страхования. В итоге тарифы на каско были выше рыночных.

«Это прецедентное дело. В результате сговора пострадали потребители 15 регионов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской, Воронежской, Самарской, Пермской, Ростовской, Тюменской, Ивановской и Челябинской областей, Республики Коми. Мы надеемся, что впредь участники этого рынка будут вести себя добросовестнее, – рассказал заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. – Три страховые компании сотрудничали с ФАС России во время проведения расследования. По первой из них, которая воспользовалась программой смягчения наказания за участие в картельном сговоре, имеются основания для полного освобождения от уплаты оборотного штрафа согласно Кодексу об административных правонарушениях. По отношению к двум другим у нас есть основания применить минимальный штраф. Штраф на ОАО «Русская Страховая Компания» накладываться не будет ввиду процедуры банкротства».

На официальном сайте ФАС России выложены и выдержки из переписка банковских сотрудников и ряда страховых организаций, подтверждающие факт сговора:

23.11.2009 «Ну чисто теоретически, пока о допсоглашениях по тарифам-программам не узнали в ФАС РФ, мы их можем не предоставлять, соответственно, не будет оснований для применения санкций по тарифному сговору, ограничению конкуренции… Необходимо знать, какие документы направлялись от вас в ФАС...».

19.10.2009 «...Получено предложение от Компании ... по страхованию транспортных средств по тарифу 9,99% от стоимости нового транспортного средства (по программам «Беспроцентная рассрочка» и «Автокредит "Оптимальный"») с разными комиссиями, в зависимости от модели транспортного средства (см. приложенный файл). Прошу согласовать работу с Компанией ... по предложенной тарифной сетке...».

27.10.2009 «...Прошу обратить внимание на то, что политика Компании ... при взаимодействии с антимонопольными органами предполагает, что данная страховая компания сразу же после поступления запроса «сдается», т.е. полностью раскрывает информацию о взаимодействии со своими контрагентами, наличии и содержании соглашений. Это позволяет СК избежать ответственности, полностью переложив ее на своих партнеров...».

12.02.2009 «Есть ли возможность связаться с ... и высказать им свое недовольство тем, что они застраховали нашего клиента в Челябинске по рынку? Возможно добиться от них возврата ден. средств, чтоб клиентка застраховалась по нашим условиям, если конечно мы клиентку додавим обратиться с подобным заявлением в Компании?».

03.2009 «У нас еще один клиент убежал в Компании ... по рыночному тарифу, можно как-то проинформировать филиал в Челябинске, чтобы они не страховали наших клиентов по рыночным тарифам, что все клиенты страхуются по спецусловиям непосредственно силами КРК».

Местный колорит

Случаи сговоров банков и страховых компаний не редки и в Тюменской области. Так, осенью прошлого года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил законность решения Тюменского УФАС России, вынесенного в отношении банка и 12 страховых компаний, которые в декабре 2009 года заключили антиконкурентные агентские договоры. Соглашения ограничивали конкуренцию на рынке услуг по страхованию транспортных средств, так как банк диктовал своим заемщикам, в каких страховых компаниях они должны страховать приобретаемые ими машины.

В сговоре участвовали:

  • ООО КБ «Юниаструм Банк»;

  • ОСАО «РЕСО-Гарантия»;

  • ООО «СК «Согласие»;

  • ООО «Росгосстрах»;

  • ООО ГСК «Югория»;

  • ОАО «Военно-страховая компания»;

  • ЗАО «СГ УралСиб»;

  • ОАО «САК Энергогарант»;

  • ОАО «Росстрах»;

  • ООО «СК Компаньон»;

  • ООО «СК ИнноГарант»;

  • ЗАО «СГ «Спасские ворота»;

  • ООО «Группа Ренессанс страхование».

За каждый заключенный договор на страхование транспортного средства банку перечислялось вознаграждение в размере до 25% страховой премии, полученной страховщиком, сообщает пресс-служба Тюменского УФАС России. Требования к клиенту по выбору страховой компании банк выставлял в рамках своей внутренней программы автокредитования. Отбор страховщиков для программы банк также осуществлял по внутреннему «Порядку оценки страховых организаций, желающих участвовать в программах кредитования физических лиц». В порядке содержались не обоснованные требования к страховым компаниям, такие как рейтинг, период работы на рынке, доля страховых премий. Таким образом, те компании, которые не соответствовали требованиям, не могли участвовать в программе и лишались возможности страховать автомашины, приобретенные в кредит от банка «Юниаструм».

Комментируя принятое решение, руководитель Тюменского УФАС России Дмитрий Шалабодов подчеркнул, что оно касалось не только ограничения конкуренции между страховщиками, но и граждан: «Ситуация складывалась так, что покупатель был лишен возможности выбирать страховую компанию и выгодные для него условия страховки. Отмечу, что в управление до сих пор поступают жалобы от граждан на подобные действия других банков. Думаю, что «выигранное решение» станет предупреждением для нарушителей, так как теперь мы имеем судебную практику и уверены в своей правоте».

Независимое мнение

Эксперты признают, что ценовые сговоры в России присутствуют, в том числе на страховом рынке, однако обычно труднодоказуемы. При этом потребителям, берущим автомобиль в кредит, они советуют внимательно изучать подписываемые договоры, пишет «Газета.Ru». По словам сопредседателя Союза потребителей РФ Анатолия Голова, завышение цен в России наблюдается в разных сферах, в частности на топливном рынке, среди автомобильных дилеров, предлагающих установку допоборудования на автомобили по ценам значительно выше рыночных.

«Жалоб таких очень много. Но, чтобы проверить цены у монополистов, необходимо затратить значительные средства: это серьезная работа, которую сами потребители выполнить чаще всего не могут», – сказал Анатолий Голов. При этом он советует потребителям при завышении цен не оставлять эти факты без внимания, а обращаться с жалобами в ФАС, поскольку она, в отличие от Роспотребнадзора, имеет право наложить оборотные штрафы (в процентах от оборота компаний), а санкции Роспотребнадзора чаще всего необременительны для нарушителя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем